ПАВЕЛЕЦКАЯ. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАВЕЩАНИЕ МАСТЕРА

3 февраля 1942 года в блокадном Ленинграде, завершив работу над 14-ю мозаичными панно для открывающейся станции метрополитена «Павелецкая», умер от голода уникальный художник-мозаичист Владимир Фролов.

10 июля 1937 года Совет народных комиссаров СССР постановлением № 1090 утвердил состав линий и проект трассы третьей очереди метро. На Замоскворецком радиусе проектировались 3 станции — «Новокузнецкая», «Павелецкая» и «Завод имени Сталина». Строительство началось в 1939 году, но в связи с началом Великой Отечественной войны оно было приостановлено. К этому времени перегонные тоннели уже были пройдены. Возобновили стройку в 1942 году.

По итогам конкурса за проектирование станции «Павелецкая» взялись архитекторы братья Веснины. Темой оформления они выбрали Донбасс – этому послужила близость станции к Павелецкому вокзалу, откуда отправляются поезда до Донецка. Станцию также предлагалось назвать «Донбасской». Проект станции был несколько похож на Маяковскую (те же колонны при глубоком заложении), и Веснины решили использовать смальтовую мозаику на своде центрального зала. Всего на станции предполагалось разместить 14 мозаик восьмигранной формы, 3 метра по диагонали.

Для выполнения эскизов мозаик Веснины обратились к художнику Александру Дейнеке. Он согласился. Дейнеку всё устраивало: в проекте Павелецкой мозаики должны были размещаться прямо на своде, без углублений и куполов, что позволяло рассматривать их издалека. Тема мозаик тоже была ясна, она называлась «Донбасс – Всесоюзная кочегарка». Через некоторое время эскизы были закончены.

Над созданием самих смальтовых мозаик Владимир Фролов работал более года в блокадном Ленинграде, в неотапливаемой мастерской Академии художеств. По словам специалистов, набор мозаики из смальты — огромная работа, методы которой не изменились с XII века. Чтобы получить кусочек нужного оттенка, его надо отколоть тяжелым молотком от большого куска смальты под нужным углом и нужного размера — и все это в условиях постоянных бомбежек, мороза и голода… Когда работа была уже завершена, истощенный 67-летний Владимир Фролов собственноручно занимался погрузкой тяжелых ящиков в машину. В январе 1942 года мозаики по «Дороге жизни» были доставлены в Москву, а 3 февраля мастера не стало… Похоронен он был на Смоленском кладбище в братской могиле профессоров Академии художеств.

Металлоконструкции для «Павелецкой» остались в Днепропетровске, на оккупированной территории. Поэтому проект станции был изменён, а 8 из 14-ти смальтовых мозаик украсили потолки «Новокузнецкой» (7 на самой

станции и еще 1 на потолке наземного вестибюля). Эта станция была открыта 20 ноября 1943 года в составе третьей очереди Московского метрополитена.

До этого 35 мозаичных панно, также созданных Владимиром Фроловым по эскизам Александра Дейнеки, украсили еще одну станцию московской подземки – «Маяковскую», которая открылась 11 сентября 1938 года. Здесь все мозаики объединены общей темой – «Сутки страны Советов» – и расположены в определённом, заданным самим Дейнекой, порядке. Если заходить на станцию «Маяковская» со стороны Триумфальной площади, то первой мозаикой должна была быть «Знамя СССР», но этот плафон был утрачен в 1960-е годы при установке гермозатвора. Остальные 34 плафона на месте.

P.S.

В 2013 году на станции «Новокузнецкой» была открыта мемориальная доска с надписью: «На этой станции установлены мозаики, выполненные в блокадном Ленинграде в мозаичной мастерской Всероссийской Академии художеств под руководством профессора Владимира Александровича Фролова».

Сергей ИШКОВ.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x