ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЕТ

24 апреля 1967 года, завершая первый пилотируемый полет на космическом корабле «Союз-1», погиб летчик-космонавт Владимир Комаров. Это была первая гибель советского космонавта за 10 лет «космической эры».

Удачный старт и неудачное приземление

Старт «Союз-1» был назначен на 23 апреля в 5.30 с космодрома «Байконур». На трехместном корабле летел один летчик-космонавт Владимир Комаров. Для него этот старт был уже вторым космическим полетом. Первый он совершил за 3 года до этого вместе с Константином Феоктистовым и Борисом Егоровым. Суточный полет проходил в корабле «Восход-1».

Через 540 секунд после запуска корабль вышел на орбиту. На втором витке с Владимиром Комаровым была установлена связь, и он смог доложить о целом ряде возникших внештатных ситуаций: не раскрылась одна из панелей солнечных батарей, из-за запотевания не работал солнечно-звездный датчик, возникли сбои в работе новой ионной системы ориентации. В связи с этим ЦУПом было принято решение о прекращении полета. Для посадки было нужно, чтобы Комаров вручную сориентировал корабль.

«Сподвижник Королева, конструктор Борис Черток, в своих воспоминаниях отмечал, что такой вариант посадки космонавты не репетировали. Папа выполнял то, чему космонавтов еще никто и никогда не учил. Но ему это удалось. Он сделал все, чтобы вернуться, — позже рассказывала о событиях тех дней дочь космонавта Ирина Комарова. — Казалось, что самое трудное позади, было объявлено даже расчетное время приземления. Все присутствовавшие в Центре управления полетами стали хлопать в ладоши, обсуждать, как будут встречать космонавта. И вдруг Юрия Гагарина срочно попросили к телефону. Стало известно, что приземление прошло ненормально».

На высоте 7 километров произошло скручивание строп парашюта, и капсула корабля, в которой находился летчик-космонавт, ударилась о землю на скорости около 60 метров в секунду и загорелась. Катастрофа произошла в оренбургской степи, в 2-х километрах от поселка Карабутак, поэтому первыми к месту трагедии подоспели местные жители. Они пытались безуспешно бороться с бушующим пламенем, но из-за того, что в разгерметизировавшихся при ударе баках двигателей системы управляемого спуска было около 30 килограммов топлива, горел даже металл.

Невзирая на…

6 апреля 1962 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о создании ракетно-космического комплекса «Союз» для пилотируемого облёта Луны. Разработкой базовой модели многоместного пилотируемого транспортного корабля «Союз» занялось ОКБ-1 под руководством Сергея Королёва.

Работы затянулись на 4 года, и в свой первый полет этот многоместный пилотируемый транспортный корабль отправился в беспилотном режиме только в конце 1966 года. Тогда «Союз» взорвался при спуске с орбиты. Во время запуска второго «беспилотника» сработала система аварийного спасения, и он приземлился в 300 метрах от стартового стола. Третий «Союз», запущенный в беспилотном режиме, слетал в космос, но при посадке затонул в Аральском море.

Однако несмотря на все эти неудачи к 50-летию Октябрьской революции СССР решил в очередной раз показать всему миру «кузькину мать» (в особенности США с их «лунной программой») и запустить сразу два пилотируемых «Союза».

Несчастье помогло

Так получилось, что гибель Владимира Комарова спасла жизни трем другим космонавтам, которые должны были на следующий день лететь на однотипном корабле («Союз-2А») для стыковки с «Союзом-1». Планом полета предусматривалось следующее: Комаров стартует на «Союзе-1», после успешного выхода на орбиту вслед за ним стартует «Союз-2» с тремя членами экипажа — Валерием Быковским, Евгением Хруновым и Алексеем Елисеевым. Двум последним после стыковки кораблей «Союз» на околоземной орбите предстояло выйти в открытый космос и перейти с борта второго «Союза» в корабль Комарова, вместе с которым вернуться на Землю.

После аварии «Союза-1» конструкция корабля была полностью переработана для возобновления пилотируемых полётов (было выполнено 6 беспилотных пусков), и в 1967 состоялась первая в целом удачная автоматическая стыковка двух «Союзов» («Космос-186» и «Космос-188»). В 1968 году были возобновлены пилотируемые полёты, и в 1969 году состоялись первая стыковка двух пилотируемых кораблей и групповой полёт трёх кораблей сразу.

P.S.

Летчик-космонавт Владимир Комаров погиб на 40-й день после того, как отметил свой 40-летний юбилей. 25 апреля 1967 после траурного митинга урну с прахом героя установили в нишу Кремлевской стены. На месте гибели Владимира Комарова 11 июня 1967 года группой военнослужащих 13 ракетной дивизии был установлен небольшой обелиск, а в 1987 году создан целый мемориальный комплекс.

Сергей ИШКОВ.