«УТЮГИ» НА УЛИЦАХ СТОЛИЦЫ

«Утюгами» москвичи прозвали первые 15 таксомоторов, которые выехали на улицы города 21 июня 1925 года.
В этот воскресный день, в 7 часов утра из ворот гаража во 2-ом Дьяковском переулке (в районе Орликова переулка) вышли на линию первые 15 автомобилей марки «Рено» с желтой полосой по кузову. Эта дата стала «днем рождения» московского такси. Ассоциации с формой утюга были вызваны оригинальной формой капота автомобилей «Рено», которые были закуплены в начале 1925 года по решению Моссовета. Накануне по всему городу уже были расклеены объявления от «Московского коммунального хозяйства», в которых сообщалось, что «с 21 июня сего (1925 года) года открыто для пользования широких масс населения таксомоторное движение по следующему тарифу: начальная плата – 40 коп. Ожидание по 10 коп. за каждые 5 минут. Примечание: ручной багаж не свыше 20 фунтов бесплатно».
Для расчета оплаты за проезд существовал ряд тарифов: для одного пассажира, для нескольких. Еще были повышенные тарифы: «ночной», действовавший с полуночи до 6 часов утра, «грузовой» для пассажиров с увесистым багажом, «загородный». Так как проезд на таксомоторах стоил дешевле, чем традиционный «извозчик», москвичи сразу одобрили новый вид общественного транспорта. В первые недели многие граждане просто катались на такси, как на аттракционе. Вследствие ажиотажного спроса поначалу московские таксомоторы работали практически без холостого пробега.
«Интерес населения к таксомоторному движению довольно значителен. У таксомоторов почти нет простоя. Они тут же, по прибытию на определенное место, занимаются новыми пассажирами», — сообщал в те дни журнал «Мотор».
Как рассказывал в интервью «Московской правде» создатель уникального музея «Московского такси» Виталий Клюев, к первым водителям предъявлялись весьма высокие профессиональные требования: «Водителям надо было хорошо знать не только устройство автомобиля, но и Москву. Кроме того, каждый будущий таксист должен был пройти испытания по пригодности для исполнения этой ответственной и опасной работы. Тогда в Каретном ряду размещалась специальная психотехническая лаборатория, которая проводила испытания соискателей на профпригодность» (статья «День рожденья – грустный праздник»; корреспондент – Сергей Ишков; «Московская правда», июль 2012 года).
Как было сказано выше, стоянка первых немногочисленных таксомоторов находилась во 2-ом Дьяковском переулке. Там им было предоставлен небольшой гараж, рассчитанный на 60 автомобилей. Вскоре из-за увеличения количества машин (кроме «Рено» начались закупки «Фиатов» и «Фордов») там стало тесно, и таксопарк «переехал» на угол Георгиевского переулка и Большой Дмитровки (на этом месте сейчас находятся выставочные залы Нового Манежа).
Практически с самого начала советской таксомоторной эпохи в Москве были организованы так называемые биржи такси – места стоянки, где пассажиры ожидали свободную машину. Самые первые из них расположили в наиболее оживленных местах столицы: на площади Свердлова, Страстной (Пушкинской), Арбатской, Комсомольской площадях, у Курского вокзала. А первая диспетчерская, принимавшая вызовы такси на дом, появилась в столице в начале 1930 года. Она находилась в первом таксомоторном парке в Георгиевском переулке: небольшая комната, два телефона на столе. По одному из них диспетчер принимал вызов, а по другому звонил пассажиру и сообщал номер выехавшей к нему машины. Услуга вызова автомобиля стоила 2 рубля.
Новая страница истории такси в СССР была открыта в 1932 году, когда началось производство первых отечественных легковых автомобилей конвейерной сборки ГАЗ-А. Поездки в них не отличались высоким уровнем комфорта: кузов у «газиков» был сделан открытым, и в качестве защиты от дождя и холода пассажиры могли рассчитывать лишь на легкий тент. Зато водителям в ту пору выдавалась специальная форма: кожаная куртка, шлем и краги. В результате перехода на отечественные легковушки автопарк московского такси стал расти ускоренными темпами: к 1935 году пассажиров перевозили около 500 машин, в 1939 году – более 2 тысяч, а к 1940-му – свыше 3 тысяч.

Сергей ИШКОВ.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x