К-19 — ПОДЛОДКА, «ОСТАВЛЯЮЩАЯ ВДОВ»

Ранним утором 4 июля 1961 года в Северной Атлантике на первой советской атомной подводной лодке К-19 произошла авария ядерного реактора, унесшая жизни восьми человек и едва не ставшая причиной начала Третьей мировой войны.

Это трагическое происшествие случилось на глубине 180 метров в Северной Атлантике, где подлодка оказалась, участвуя в учениях под кодовым названием «Полярный круг». Первый отечественный атомоход был спущен на воду 11 октября 1959 года и был способен нести на борту 3 баллистические ракеты Р-13 с ядерными боеголовками. Подводная лодка, построенная по проекту ЦКБ «Рубин» в рекордно короткие сроки, должна была стать ответом СССР на вызов США, уже имевших на вооружении атомную субмарину «Джордж Вашингтон».
Аварийная сигнализация сработала на К-19 4 июля в 4 часа 15 минут. По иронии судьбы, ЧП пришлось на День независимости Соединенных Штатов Америки, и если бы не героизм подводников, вполне могло перевести «холодную войну» в «горячую» фазу.
Причиной аварийной ситуации стало резкое падение давления воды и уровня объема в компенсаторах первого контура системы охлаждения реактора. Как выяснилось впоследствии, течь на неотключаемом участке возникла через трубку одного из датчиков давления. В результате падения уровня воды заклинило оба насоса, обеспечивающих циркуляцию теплоносителя. Температура в активной зоне повысилась до величины, опасной разрушением тепловыделяющих элементов. Командиром подлодки, капитаном 1-го ранга Николаем Затеевым было принято решение из подручных материалов смонтировать трубопровод, дублирующий поврежденный участок системы охлаждения. В течение 2 часов подводники, находясь в зоне воздействия радиации, смонтировали систему охлаждения и спасли подлодку. В будущем такие дублирующие контуры появились на всех АПЛ. Ситуация осложнилась тем, что оказалась поврежденной антенна главного передатчика, и командир подлодки не мог сообщить об аварии на базу. С помощью аварийного передатчика удалось связаться с двумя средними дизельными подводными лодками, участвовавшими в учениях.
В ходе ликвидации аварии 42 члена экипажа получили большие дозы облучения. К терпящей бедствие подлодке направились корабли с медиками и спасателями. К вечеру 4 июля с подлодки были эвакуированы 65 моряков, а еще через день подлодку оставили все члены экипажа: находиться в ней из-за радиации было опасно для жизни.
Через 87 часов после аварии весь экипаж К-19 был госпитализирован. В течение первых 2 недель после аварии от последствий сильной дозы облучения погибли 8 подводников: двоих из них похоронили в Ленинграде, а шестерых — в Москве, на недавно открывшемся Кузьминском кладбище. С выживших взяли подписку о «неразглашении», так что даже близкие не знали, что же с ними произошло.
К-19 была отправлена на капитальный ремонт, растянувшийся на 2 года, в ходе которого на ней были заменены оба реактора. После аварии 1961 года подводная лодка К-19 получила у моряков прозвище «Хиросима» и репутацию «несчастливого» корабля, которую в дальнейшем неоднократно оправдывала. Так, 15 ноября 1969 года при отработке задач боевой подготовки в Баренцевом море К-19 столкнулась с американской субмариной и, получив повреждения, вернулась к месту базирования.
Авария, произошедшая с К-19 24 февраля 1972 года при несении боевой службы в Северной Атлантике, имела более трагические последствия: тогда жертвами пожара в двух отсеках корабля стали 28 членов экипажа и 2 спасателя. Похоронив погибших, подлодку опять отремонтировали, и она еще почти 20 лет выходила на боевые дежурства, хотя, опять же, не без происшествий и не без жертв. Например, 15 августа 1982 года при ремонте в аккумуляторном отсеке возникла электрическая дуга, в результате чего ожоги различной степени тяжести получили несколько человек, один из которых 20 августа скончался в госпитале.
Лишь в 1990 году К-19 вывели из боевого состава флота в резерв. Приблизительно тогда же в СМИ стала просачиваться информация об аварии 1961-го года на первой советской атомной подлодке, а в 2002 году на экраны вышел голливудский фильм «К-19: Оставляющая вдов», главные роли в котором сыграли Харрисон Форд (капитан корабля) и Лайам Нисон (старпом).
4 июля 1998 года на Кузьминском кладбище над могилами подводников был воздвигнут мемориальный комплекс: по замыслу авторов, силуэт подлодки навечно объединил 6 каменных надгробий. Несмотря на все старания ветеранов-подводников, пытавшихся сохранить первый атомный подводный ракетный крейсер, она была утилизирована в 2003 году на судоремонтном заводе «Нерпа» в городе Снежнегорске Мурманской области. Стараниями энтузиастов удалось сохранить лишь рубку легендарного корабля.

Сергей ИШКОВ.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x