Осенний сезон в музеях Москвы открывается под знаком русского авангарда первой волны. Третьяковская галерея, Музей русского реалистического искусства, Музей русского импрессионизма, Литературный музей и т.д. все новыми и новыми выставками как бы извиняются за недооценки былых лет. И вновь возникают перед нами грандиозные фигуры «агитаторов, горланов, главарей» различных художественных группировок, ломавших старые традиции и заложивших фундамент авангарда ХХ века – Бурлюка, Маяковского, Малевича, Ларионова… Что ж, как говаривал Председатель Мао, «это дело хорошее, а не плохое».
Итак, в залах Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу, 10 начала работу масштабная ретроспективная выставка Михаила Фёдоровича Ларионова (1881–1964), одного из основоположников русского художественного авангарда и его признанного лидера.
В состав экспозиции войдут около 500 экспонатов из российских собраний (ГТГ, ГРМ (СПб), художественных музеев Рязани, Нижнего Новгорода, Ульяновска, Уфы, Краснодара, Казани, а также из зарубежных собраний –Центра Помпиду, Музея Людвига, Галереи Тейт.
Наделенный талантами и живописца и и экспериментатора, с самого начала своей деятельности Ларионов оказал огромное воздействие на становление и развитие нового искусства ХХ века. Одним из первых он начал собирать лубки, лавочные вывески. Намалеванные на жести, уличные открытки типа «люби меня как я тебя», народные игрушки, глиняные кувшины и прочий, как сегодня бы сказали «китч». И перерабатывал все это в золото искусства. Так что вынесенные в заголовок слова Анны Ахматовой «Когда б вы знали, из какого сора растут цветы, не ведая стыда…» смело можно отнести и к живописи.
Произведения мастера в стиле примитивизма стали воплощением национального варианта авангарда. «Ни в одной художественной школе, искавшей в той или иной мере источник вдохновения в примитиве, мы не наблюдаем той степени проникновения в сам объект художественного исследования, какую обнаруживают произведения Ларионова», – пишет известный искусствовед Д. Сарабьянов.
Ларионов стоял у истоков и абстрактного искусства. Его «авторский» вариант беспредметной живописи получил название «лучизм».
Раздел русского периода деятельности художника включает в основном хрестоматийно известные картины: «Сад» (середина 1900-х, ГРМ), показанный Сергеем Дягилевым на знаменитой выставке Русского искусства 1906 в Париже; произведения «Солдатской серии» 1910-х и хранящихся в различных российских музеях знаменитых «Венер» (1911-1912).
Впервые собраны воедино работы из серии «Времена года» (1912), «Зима» и «Осень» – ГТГ, «Весна» – Центр Помпиду), и никогда не экспонировавшиеся в России лучистские холсты «Ноктюрн» (1913-1914) из собрания галереи Тейт и «Лучистая колбаса и скумбрия» (1912) из Музея Людвига.
Раздел французского периода включает живопись и графику Ларионова, многие вещи впервые представлены публике.
Экспонируются работы 1910–1920-х годов, связанные с «Русским балетом Дягилева», с которым Ларионов сотрудничал как художник-декоратор, автор либретто, консультант и хореограф.
Специальный раздел выставки посвящен Ларионову-коллекционеру. Здесь представлены основные направления его собирательской деятельности: русский и восточный лубок, детский рисунок, комплекс материалов, связанный с работой над книгой по истории балета, уникальные фотографии афиши дягилевских спектаклей, выступлений Русского балета в Монте-Карло.
Выставка открыта до 20 января 2019 года.
Олег Торчинский