«КРАСОТА – ЭТО СТРАШНАЯ СИЛА»

30 октября 1918 года открыл свои двери для посетителей уникальный культурный центр, специализирующийся на хранении, изучении и популяризации искусства стран и народов Востока, сменивший за свою вековую историю несколько названий – «Ars Asiatica», Музей восточных культур, Государственный музей искусства народов Востока, а ныне Государственный музей Востока. 30 октября 2018 года музей отметил свое 100-летие. К этой замечательной дате приурочена масштабная выставка «Восток. Другая красота» в городской усадьбе первой четверти ХIХ века «Дом Луниных» (Никитский бульвар, 12а). На выставке представлено более четырехсот музейных предметов: живопись и графика, костюмы и ювелирные украшения, предметы декоративно-прикладного искусства.


Экспозиция посвящена главному сокровищу человечества – феномену женской красоты. Вроде бы, вопрос о том, что красиво – прост, и еще проще – кто красив. Но если копнуть поглубже, то становится очевидно, что каноны красоты в разных частях света и в разные исторические эпохи диаметрально противоположны. И в странах Востока они резко отличны от европейских мерок. Более того, в каждой из стран или групп стран, объединенных понятием «Восток» представления о женской красоте далеко неодинаковы.
Кочевая культура стран Центральной Азии характерна лаконичными орнаментами и разнообразными украшениями, украшавшими женщину с 12 лет.
В странах ислама женская красота – великая тайна, которую скрывают и одновременно делают особо притягательной скромные, но изысканные украшения. Так персиянка может быть с помощью хиджаба почти невидимой для окружающих. Или, наоборот, демонстрировать жажду жизни и откровенный эротизм на знаменитых миниатюрах, запечатлевших красавиц былых времен.
Индия: красавицы выверенных статей с накрашенными хной ладонями и ступнями, мелодично бренчащие ножными браслетами с бубенчиками.
Совсем иное понимание женской красоты в средневековом Китае. С одной стороны, это странное для европейца восхищение крошечной ступнёй, приведшее к традиции бинтования ног у женщин. С другой – роскошь одежд из переливчатого шелка, украшенных прихотливой вышивкой. Фарфоровые статуэтки жеманных красавиц позволяют представить, как они их носили.
А вот японки выглядели более сдержано в кимоно упрощенного силуэта, украшенных цветами и птицами. На цветных гравюрах великих художников Китагавы Утамаро и Утагавы Кунисады, включенных в экспозицию можно увидеть гейш, сводивших с ума изысканных самураев. Кстати, японская коллекция музея, включающая 9тысяч единиц хранения, одна из лучших в России, как и собрание искусства Ирана (Персии).
Выставка представляет не только внешние аксессуары – костюм, украшения, но и позволяет подсмотреть кусочки женского быта, того особого мира, который для мужчины традиционно был тайной за семью печатями. Он остается тайною и сейчас – и на Востоке это очевидно, как нигде. Обращаясь к изображениям известных героинь, к легендам и преданиям, к историям самых знаменитых и прекрасных женщин, мы говорим и об их месте в обществе. Национальные, праздничные и свадебные платья, головные уборы, кафтаны, а также знаменитые китайские туфли для бинтования ног, а также серьги, браслеты амулетницы, наголовные украшения, поясные наборы, предметы декоративно-прикладного искусства воссоздают образ и уклад жизни восточных женщин.
А в общем, как пелось в одной старой песне, «но в каком столетии не живи, никуда не денешься от любви». И от женской красоты!
Выставка открыта до 20 января 2019 года.

Олег Торчинский.

Добавить комментарий