МАЛЬЧИК ПСИХАНУЛ

В Московском музыкальном театре «Геликон-опера» проходят премьерные показы оперы Генделя «Орландо, Орландо», в основе либретто которой – сюжет поэмы Ариосто «Неистовый Роланд».

Это уже вторая премьера сезона, когда спектакль ставит не его художественный руководитель Дмитрий Бертман. На этот раз приглашен его друг, коллега и однокашник по ГИТИСу Георгий Исаакян – один из самых ярких и интересных оперных режиссеров, художественный руководитель Детского музыкального театра имени Н. И. Сац. Режиссер утверждает, что современный театр не может ставить барочную оперу в том же стиле и антураже, как века назад. А самое главное, современная постановка должна отражать живую сегодняшнюю реальность. И музыка Генделя вполне отвечает этому вызову. Соглашается с ним и его постоянный соавтор, британский дирижер Эндрю Лоуренс-Кинг, хотя он ярый приверженец аутентичного исполнения барочных композиторов. Примкнул к этому альянсу также Габриэль Прокофьев (внук нашего гения), который привнес в спектакль свое сочинение – электронную аранжировку генделевских тем в стиле техно. Недаром одним из действующих лиц является диджей, да и все сценическое пространство представляет собой хайтековскую обстановку современного ночного клуба. Художник-сценограф Хартмут Шоргхоффер (Австрия). Линейная декорация, скрыт за темными створками, которые раздвигаясь переносят действие то в ночной клуб, то в комнатушку героя, то на площадь.

Потрясенный событиями 2016 года во Флориде, когда в городке Орландо произошел массовый расстрел в гей-клубе, Георгий Исаакян объясняет, как возникла идея новой постановки: «Мы не хотим признавать, что это диагноз времени, что это не эксцесс. И вдруг неожиданно, барочное безумие, барочное одиночество и невозможность соотнести себя с реальностью идеально легло на то же самое ощущение, на то же самое безумие XXIвека. Поэтому – «Орландо, Орландо!».

Спектакль «Геликон-оперы» вписывается московскую «генделеманию». К 250-летию со дня смерти композитора, которое будет отмечаться в апреле, в столице поставлено сразу несколько его опер. Постановка Георгия Исаакяна в этом тренде, если вспомнить «Альцину» Большого театра или «Триумф времени и бесчувствия» в МАМТе. В отличие от других театров в «Геликон-опере» подготовили своих солистов для исполнения нового для себя репертуара. Всего в премьерной сессии участвует три состава певцов.

На пресс-показе выступил не первый состав, но артисты произвели прекрасное впечатление. Особенно хороши солистки – Юлия Щербакова (Анжелика), Елена Семенова (Доринда), Ирина Рейнард (Медоро). Орландо спел юный контратенор Рустам Яваев, а Зороастро – маститый Александр Киселев. Как всегда, замечателен хор, которому пришлось петь части оратории «Израиль в Европе», так как в опере этого компонента не предусмотрено. А сам замысел авторов спектакля подразумевает массовое действо, ведь юный Орландо, пожираемый страстным сексуальным влечение к красавице Анжелике, сирота-одиночка, становится жертвой не только своего наваждения и разрушительной ревности. На него воздействует социум во главе с Зоротастро – совмещающем в своем лице сокрушительное властное начало. «Орландо, Орландо!» – это трагедия маленького человека и неумолимого рока, толкнувшего слабого на месть всему миру. А если сказать проще – мальчик психанул. Убил всех и себя в том числе. Очень своевременно оперный театр и великий Гендель нажали на болевую точку нашего времени и шире – современного мира.

Ирина ШВЕДОВА.

Фото Ирины ШЫМЧАК (предоставлено пресс-службой «Геликон-оперы»).

 

Добавить комментарий