БУРЖЕ-2019: ТРУДНОЕ НЕБО БИЗНЕСА

За «калькулятором успеха» — объемом заключенных на авиасалоне контрактов — в этом году в Ле Бурже следили не так нервно, как раньше. Сумма сделок оказалась на уровне прошлого салона — 140 миллиардов долларов ( в 2017 было 150 миллиардов), но не было главного аттракциона — «коммерческого армрестлинга» гигантов — Airbus и Boeing.

Сюжет печальный и с продолжением.

Вернуться в небо

Призрак катастроф 737 Мах в Индонезии и Эфиопии ( соответственно 189 и 157 погибших ), после которых полеты этой модели Boeing были остановлены по всему миру, явно присутствовал на авиасалоне, казалось, совершенно сводя на нет коммерческое состязание извечных конкурентов.

«Мы с самого начала — еще до приезда в Париж говорили, что с коммерческой точки зрения этот салон не будет для нас успешным, — признавался старший вице-президент Boeing Ихссан Мунир. Так и произошло. Лично я в течение года бываю на многих авиасалонах. Но этот был совершенно особым. Он проходил в очень тяжелое для всех нас время. Две произошедшие катастрофы потрясли нас, мы остановили полеты и сейчас наша главная забота — возвратить доверие клиентов и вернуть Мах к полетам».

Первое частично уже удалось: на Бурже Boeing все же получил крупный опцион на 200 самолетов 737. Конечно, это не твердый контракт, но явный знак доверия Мах. Именно так на пресс-конференциях старались называть самолет — «737-ой» или «Мах». Без Boeing. Зачем напоминать… Про катастрофы SSJ-100, кстати, вообще никто не вспоминал. А вот когда возобновятся полеты Мах — вопрос отдельный. «Работаем вместе с регулирующими органами. Сколько займет времени, сказать трудно. Но благодарны всем, кто верит в компанию и самолет»,-говорит Ихссан Мунир.
Международная ассоциация авиатранспорта IATA уже заявила, что полеты вряд ли возобновятся до августа. А американский авиарегулятор FAA назвал сроком возвращения декабрь. Разумеется, задача вернуть Мах в небо — приоритетна: у компании около 4500 невыполненных заказов на эти самолеты. А в перспективе и судебные разбирательства. Более 400 пилотов подали к Boeing коллективный иск — требуют компенсаций за «беспрецедентное умалчивание о конструктивных недостатках». Сумма пока не названа, но речь идет о миллионах долларов. Первые слушания — в Чикаго 21 октября.

Когда рынок — весь мир

В такой ситуации Airbus, на который работает 134 тысячи человек и чья выручка в прошлом году составила 64 миллиарда долларов, ожидал в Бурже чистой победы. Это было бы хорошим подарком к 50-летию компании. Выиграть «всухую», правда, не получилось, но все равно для Airbus авиасалон оказался успешным. Компания представила очередную «звезду» — лайнер A321XLR. Новинка имеет самую большую дальность полета среди всех современных узкофюзеляжных пассажирских самолетов — до 8,7 тысячи километров. Самолет заказали сразу 11 авиакомпаний! Но Airbus был корректен и в финальном пресс-релизе подчеркнуто сдержан: привел общие итоги — продали 363 гражданских самолета. 149 контракта, 214 опционов. Без сумм и без сравнений.
А Boeing впервые вообще не назвал своих итоговых цифр. Итог авиасалона подвел Мунир: «Одновременно и хороший, и грустный».
И все смотрят на Восток — в сторону Азии. Которая включает и Россию.

«Airbus — компания глобальная, наш рынок — весь мир. Но самый сильный, самый динамичный сегодня рынок — это, несомненно, вся Азия. Громадный потенциал развития авиации есть и у азиатской части России. Он обусловлен расстояниями, климатом, наличием крупных городов. Поэтому очевидно, что восточные регионы России тоже входят в «зону роста», — уверен коммерческий директор Airbus и глава Airbus International Кристиан Шерер.

«И будучи компанией, выпускающей очень разнообразную продукцию и для гражданской авиации, и для космоса, мы имеем множество интересов в такой огромной стране как Россия. Поэтому просто обязаны быть представленными на московском авиасалоне».

Малый парад

Стремление российского авиапрома на внешние рынки демонстрировали в Париже «воздушный пожарный» Бе-200 и два модернизированных казанских вертолета АНСАТ, участвовавших в летной программе и затем в сопровождении татарских гимнасток красовавшиеся на статической стоянке. «Вертолеты России» недавно уже подписали контракт на поставку в 2019-2020 году 20 машин спасательным службам КНР и показали свою продукцию в Латинской Америке.

«Экспозиция российских авиастроителей в Мехико была очень большой и российская продукция заинтересовала многие мексиканские предприятия. Речь в первую очередь — о вертолетах и услугах по ремонту и техническому обслуживанию летательных аппаратов,- рассказал в Париже президент мексиканского авиасалона ФАМЕКС генерал-майор Родольфо Родригес Квесада. И добавил, что «между ФАМЕКС и МАКС теперь налажено сотрудничество и мы примем участие в авиасалоне в Москве». Но и «европейская премьера» очень важна для «Вертолетов России», —  подчеркивал во время Ле Бурже генеральный директор компании Александр Богинский. «Она покажет наши возможности в области гражданского вертолетостроения на одном из самых престижных авиасалонов мира».

Вертолеты — один в VIP варианте, а второй, укомплектований самым современным австрийским медицинским модулем — специально к салону были покрашены в цвета флагов России и Франции и, действительно, вызывали немалый интерес. Тем более, что предыдущие, и тоже медицинские — Ми-17 — 1 ВА «Амбулатория» — демонстрировали в Париже в 1989 — ровно 30 лет назад, а сегодня «Вертолеты России» уделяют большое внимание развитию «гражданского» направления. Холдинг довел долю гражданской продукции с 5% в 2014 до 40% в 2018. И планирует двигаться дальше — в 2020 показатель должен превысить 50%.

Невзлетевшие звезды

В остальном наше гражданское авиастроение выделялось в Бурже тренажером МС-21 на стенде «Иркута», а вся широкая линейка военных самолетов, включавшая МИГ-29М/М2, СУ-30/35, ЯК-130 — стаей красивых макетов в павильоне. Не по нашей воле. На тренажер, конечно, приглашали гостей, в гости к грозной стае приходили делегации, но ждали-то куда большего…

«Надеемся на внимание военных делегаций всего мира, ведь кто-то другой врядли может показать так много изделий, испытанных в реальных боевых условиях», — подчеркивал директор «Рособоронэкспорта» Александр Михеев.

Перед началом Ле Бурже появилась информация , что здесь продемонстрируют российский истребитель пятого поколения. Пресса ссылалась на сайт салона в Facebook, оговаривалась, что «окончательное участие еще предстоит подтвердить» и писала, что многим уже «не терпится услышать рев самолета в парижском небе». Эксперты предполагали, что если Парижу удастся обойти санкции и «выбить» российский самолет для показа, то он произведет фурор. Потому что «по летным качествам российским истребителям нет равных».

«Таинственный приглашенный, —  так назвал СУ-57 даже далекий от военной тематики, но весьма популярный французский журнал «Наука и будущее»,- несомненно станет звездой Бурже. Мало известно о характеристиках этого истребителя, поступающего в войска в этом году. Но даже из роликов в интернете очевидно, что исключительная маневренность позволяет ему совершать самые невообразимые фигуры высшего пилотажа»…

Однако звезде не дали взлететь. Александр Михеев объяснил, что «Рособоронэкспорт», в прошлом году обеспечивший стране 6 миллиардов долларов валютной выручки, на Бурже не смог показать военную технику и принять участие в летной программе из-за «нечестной конкуренцией против российских вооружений».

И пригласил всех познакомиться с российскими «военными изделиями высшего класса» в августе, на МАКС. Обновив тем самым смысл традиционной формулы: «на МАКС можно увидеть то, что по разным причинам не может быть показано за рубежом». Теперь дело не в нашей секретности, а в их конкуренции. Да, большие деньги редко безупречны. Особенно, когда ожесточившуюся конкуренцию подпитывают тренды в производстве вооружений. Они тоже были видны на Бурже.

Лев Танский
Париж

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x