«ПУГАЮЩАЯ» ХОРДА

В Общественной палате прошли публичные слушания по вопросам строительства Юго-Восточной хорды, которые уже на стадии проектирования и предпроектных работ вызывают нешуточные страсти.

Опасения активистов и экспертов

Это мероприятие, вызвавшее огромный интерес общественников, организовала Комиссия ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению при содействии НП «ЖКХ Контроль».

Как отметила во вступительном слове модератор слушаний, зампредседателя комиссии ОП РФ, исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева, проблемы зачастую возникают «на пустом месте» из-за того, что власти не готовы общаться с населением: «Наша Общественная палата – это как раз место для дискуссий. Мы готовы стать медиаторами в этой ситуации».

Для справки, Юго- Восточная хорда (ЮВХ) — это трасса, которая пройдет через четыре округа: Восточный, Юго-Восточный, Южный и Юго-Западный — и пересечет 10 районов: Нижегородский, Перово, Текстильщики, Печатники, Курьяново, Москворечье-Сабурово, Северное Чертаново, Центральное Чертаново, Южное Чертаново, Северное Бутово; а также пять автодорог: Рязанский и Волгоградский проспекты, Каширское и Варшавское шоссе, Липецкую улицу, выйдет на автомобильную трассу федерального значения М-7 «Волга» и соединится с Новой Москвой.

Длина трассы на участке от шоссе Энтузиастов до 35-го километра МКАД составит 36 километров, причем 11 километров приходятся на существующую улично-дорожную сеть. Срок строительства — 2021–2024 годы.

По проекту, разработанному НИИ «Генплан», Юго-Восточная хорда должна пройти прямо по поселку Битца Ленинского района Московской области, в результате чего более десятка домов поселка должны пойти под снос.

Активист района Южное Бутово Алексей Фролов, первым выступивший на слушаниях, полагает, что «существующий проект так называемого дублёра МКАД не решает проблем района Бутово, но заводит огромный поток транзитного транспорта: «Более 7 тысяч квартир новых строящихся поблизости домов, это ЖК «Эталон-Сити» и «Столичные поляны», будут в удаленности меньше 100 метров от трассы. Также будет грязь, шум, затруднен доступ к местам отдыха. Более 10 тыс. жителей высказались против строительства, когда мы собирали подписи. К тому же, строительство хорды не решает вопрос выезда на Варшавское шоссе».
Кроме того, под угрозой могут оказаться обнаруженные на землях поселка и на прилегающих к нему территориях курганы древних вятичей и неразработанные «культурные слои».

А в поселке Битца, как опасаются местные жители, ЮВХ вообще «пойдет по домам». Как отметил в своем выступлении активист поселка Битца, член ОП Московской области Александр Матчин, под угрозой сноса может оказаться до трети строений. В том числе и единственный в России православный храм Мученицы Марины, построенный на пожертвования прихожан, а также действующее кладбище. Учитывая всё это, он предложил провести дорогу в обход поселка, через промзону и стоянки автотранспорта: «Этот вариант более дорогой, но как можно оценить моральные издержки жителей?!».
По словам инженера-физика, эксперта Российского социально-экологического союза Андрея Ожаровского, выступившего на слушаниях в ОП РФ, уровень радиоактивного излучения сегодня там составляет в некоторых местах 6140 миллирентген/час (на глубине 20 см от поверхности земли), что превышает норму в сотни раз: «Сейчас там находится 60 тысяч тонн отходов, склон зарос деревьями и засыпан грунтом. Любое воздействие на крутой склон может привести к оползням. В случае подвижек грунта возможно «оголение радиоактивных отходов (ред. – уран, торий, радий). Возможен вынос радионуклеидов с водой (ред. – если грунт сползет в Москву-реку) и воздухом. Это будет настоящая экологическая катастрофа. Никакое строительство там вести нельзя»
Поддержал коллегу и представитель «Гринпис Россия» в Москве Константин Фомин, сославшийся на замеры химфака МГУ о двенадцатикратном превышении норм, по которым склон можно считать местом хранения радиоактивных отходов.

«Дурацкое слово – хорда»

Михаил Крестмейн (НИИ Генплана Москвы), выступивший в роли едва ли не единственного ответчика от лица «властей», в самом начале своего очень эмоционального выступления заявил: «Всё время ссылаются на какого-то мифического представителя власти, который сказал, что «хорда – это дублёр МКАД». Покажите мне его, я его расстреляю первый. Не выдумывайте, пожалуйста. Никогда такого не было сказано. Хорда такой же дублёр МКАД, как Волоколамское шоссе – дублёр Ленинского проспекта. (…) Второй тезис: она никаким образом не является трассой для какого-то выдуманного «транзитного движения». Вот, за что я действительно чувствую ответственность, так это за то, что чуть ли не я придумал это дурацкое слово «хорда», и мы им напугали всё население. Что такое вообще «хорда»? Это, во-первых, даже не дорога: в Москве не строятся дороги. Это магистральная улица общегородского значения. Ленинский проспект никого не пугает, проспект Вернадского никого не пугает. Общегородские магистрали не предназначены ни для какого транзитного движения, они предназначены для связи районов между собой. Очень много говорилось про поселок Битца. Я призываю вас (ред. – т.е. активистов) перестать обманывать население! Вы же сказали, что мы сносим храм? Вы же сказали, что мы сносим кладбище? Вот я вам хочу сказать, что Институт Генплана существует 65 лет, и за это время мы не способствовали сносу ни одного храма никакой конфессии; никакого кладбища. (…) Минимальное расстояние от дороги до храма (ред. – имеется в виду храм Мученицы Марины) 16 метров. А какое расстояние от Храма Христа Спасителя до Соймоновского проезда?! А какое расстояние от Бакунинской улицы до Елоховской церкви?! Все храмы строятся на дорогах. Пожалуйста, престаньте обманывать: храм не сносится! Второе, кладбище… Вы сказали, что «по костям там идем», мы кладбище сносим – это обман! Наименьшее расстояние от угла кладбища до дороги 11,5 метров; наименьшее расстояние от последнего захоронения до дороги – 58,5 метров».

В поселке Битца, по его словам, тоже сносится далеко не треть: там сносится 6 строений на улице Пушкина и 4 строения на улице Окраинной.
«Конечно, огромная тема – «могильник». Ну и хорошо, что население в этом принимает активное участие. (…) Институт Генплана знал, что это «зона повышенной опасности». Когда проводились предварительные инженерно-геологические исследования под опоры моста, то в местах опор никакой радиации не было. Да, на стадии проектирования должны быть проведены более подробные изыскания. (…) Мы согласны сотрудничать в этом с вами».
Кстати, в числе рекомендаций по итогам заседания в ОП РФ есть требование к правительству Москвы перестать игнорировать проблему наличия «могильника», разработать план по приведению участка в состояние радиационно безопасного места, приостановить реализацию проектировки моста, запретить доступ к посещению, восстановить заборы вокруг опасного участка, при представителях общественности взять пробы грунта и провести анализ для определения степени его радиоактивности. Так что, возможности для сотрудничества открываются огромные…

Сергей ИШКОВ.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x