РАСТУЩИЕ «АППЕТИТЫ» И СОПУТСТВУЮЩИЕ «НЕУВЯЗКИ» НАЦПРОЕКТОВ

Оценка эффективности бюджетного финансирования реализуемых в стране нацпроектов стала одной из основных тем «круглого стола» в ОП РФ, посвященного обсуждению более общей темы – «мер по повышению эффективности бюджетных расходов».

По озвученным на мероприятии данным от Счетной палаты РФ, в 2019 году на реализацию национальных проектов в бюджете запланировано 1,7 триллиона рублей; на 2020 год на их реализацию запланировано выделить из федерального бюджета 1,9 триллиона рублей; на 2021 год – 2,2 триллиона рублей; на 2022 год – 2,9 триллиона рублей.
При этом освоение этих средств, по мнению экспертов Счетной палаты, пока идет очень медленно: по состоянию на 1 сентября 2019 года уровень исполнения расходов составляет всего 46%. При этом 6 из 76 нацпроектов до сих пор не исполняются вообще (по результатам проверки, проведенной Счетной палатой РФ, «кассовое исполнение» по ним на сентябрь было нулевым). На низком уровне исполнены расходы нацпроекта «Цифровая экономика» — всего лишь 13%; «Экология» — 17%; «Производительность труда и поддержка занятости» — 29%; «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и «Международная кооперация и экспорт» — 38%; «Комплексный план расширения и модернизации магистральной инфраструктуры» — 32%.
Сами эксперты из Счетной палаты такой низкий уровень исполнения объясняют неповоротливостью громоздкого бюрократического аппарата: несвоевременным утверждением проектно-сметной документации, поздним заключением соглашений о межбюджетных трансфертах регионам, а также поздним утверждением правил о предоставлении субсидий.
Но проблема «неритмичного освоения бюджетных средств» — не единственная из выявленных по результатам мониторинга нацпроектов. Так, на начало 2019 года более 75% показателей, включенных в «паспорта» нацпроектов, не имели «утвержденной методики расчета» и не были включены в федеральный план статистических работ.
Как отметил, выступая на «круглом столе», директор Департамента программно-целевого планирования и эффективности бюджетных расходов Минфина РФ Николай Бегчин, в январе 2019 года не было методологии оценки эффективности нацпроектов вообще: «Мы только сейчас подходим к увязке бюджетных ассигнований нацпроектов с их результатами».
Сейчас, по словам Николая Бегчина, в целом «тенденция идет обратная: никто не пытается с конечными социально-экономическими показателями увязывать конкретные бюджетные ассигнования». На сегодняшний день конкретные количественные показатели есть лишь в программе по развитию здорового образа жизни.
«Проблема в том, что нацпроекты на сегодняшний день – это только порядка 10% расходов федерального бюджета, по всем остальным 90% нам эта работа (ред. – по «увязке» бюджетных ассигнований с результатами) только предстоит. Мы в разработанной нами концепции говорим, что все госпрограммы должны быть перестроены на те же принципы. Поэтому в проекте закона о федеральном бюджете на 2020-2022 годы эта увязка обеспечена только в части тех ассигнований, которые идут на нацпроекты, но у нас поставлена задача до весны следующего года разработать новый порядок реализации государственных программ (в том числе, предусмотрев эту увязку). Соответственно проект федерального бюджета на 2021-2023 годы должен быть сформирован в соответствии вот с этими уточненными подходами», — завершая выступление, поделился планами директор Департамента программно-целевого планирования и эффективности бюджетных расходов Минфина РФ Николай Бегчин.

Справка:
Согласно отчету Счетной палаты РФ об исполнении федерального бюджета за 2018 год, ни одна из государственных программ не была исполнена с высокой степенью эффективности. Средний уровень эффективности был установлен по 21 госпрограмме, низкий – по 7. Не подлежали оценке 12 госпрограмм, у которых доля показателей, не имевших исчислимого значения, в общем объеме показателей превышала 10%. В то же время, Минэкономразвития признало эффективными расходы по 22 госпрограммам. 13 госпрограмм были расценены как реализованные с эффективностью выше среднего уровня, 4 – ниже среднего уровня, 1 – низкого уровня (речь шла о программе «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ»).

Сергей ИШКОВ.

Фото из открытых источников.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x