«ЦАРСКАЯ ЕЛКА»

Новогодние праздники всегда ассоциируются у нас с елкой, играми, игрушками… В праздничные дни в выставочном комплексе на Тишинке проходила уникальная выставка «Царская Елка». Это не просто выставка авторских кукол, а уникальный проект по воссозданию коллекции кукол и игрушек детей последнего российского императора Николая II. Мы не будем описывать выставку, но остановимся на очень важном моменте – воспитании детей в царской семье.

Войны, революции и борьба со всем буржуазным на протяжении всей первой половины XX века не пощадили коллекцию из игровых комнат царских детей. Из Александровского дворца императорскую семью увезли в ссылку, игрушки взять не разрешили, они так и остались в пустых комнатах.
В начале тридцатых годов прошлого века Александровский дворец окружили колючей проволокой и передали Министерству обороны, одна из крупнейших в мире коллекций: произведения искусства, документы, личные вещи, игрушки – была распределена по разным музеям Советского Союза. Позже все царское, не вписывающееся в образ «злых монархов – угнетателей трудового народа», стали стирать со счастливого лица новой советской жизни. Игрушки и вещи царских детей были распределены по детским домам, приютам… следы царских игрушек официально теряются. Не один десяток лет искусствоведы искали экспонаты по музейным фондам страны. Значительная часть детских вещей сохранилась в Загорском музее игрушки, некоторые – в Екатерининском дворце. Кукольный театр обнаружили в театре Образцова, дидактические игры – в библиотеке им. Ленина, детскую мебель нашли в запасниках усадьбы Останкино…
Светлана Валерьевна Пчельникова – известный российский художник, исследователь истории художественных кукол, издатель журнала «Мир кукол», член Британской кукольной ассоциации BDA, член-патрон Национального Американского института художников-кукольников NIADA, издатель, коллекционер, антиквар, выступила инициатором проекта воссоздания исторической коллекции кукол и игрушек из Александровского дворца.
Так был положен старт проекту по воссозданию коллекции кукол и игрушек детей императорской семьи. «Важность коллекции состоит не только в ее исторической и художественной ценности, но и в том, что при помощи этих игрушек юных представителей императорской семьи воспитывали и обучали, готовя к решению важнейшей задачи — управлению государством» — отмечает автор проекта.
Сама Светлана Пчельникова более 20 лет собирала по крупицам «царские куклы»: объехала полмира, обошла сотни блошиных рынков и антикварных магазинов. Параллельно велась работа по реконструкции коллекции и воссоздание аутентичных кукол и игрушек силами лучших кукольных мастеров и реставраторов, а также создание копий с известных мемориальных музейных объектов – кукол и игрушек, находящихся в коллекциях действующих музеев. Во время подготовки к работе проводились консультации со специалистами по тканям, знатоками и коллекционерами предметов того времени. Изучались особенности изготовления игрушек конца XIX – начала XX века. Это позволило максимально точно воспроизвести атмосферу, в которой росли дети Николая II.
Сейчас стало известно, что царские дети росли не избалованными капризными принцессами, а воспитывались хоть и в строгости, но в огромной любви и заботе, практически по образцовым методикам. Какими принципами в воспитании руководствовались последний русский император и его супруга, можно судить и по игрушкам цесаревича и великих княжон.
Царские дети получали игрушки-развлечения только в праздники. В остальное время у них были игры, как сейчас говорят, для самостоятельного творчества. Известно, что Николай II привозил детям из своих поездок не просто готовые игрушки, а покупал детали, из которых дети должны были сами сделать игрушку. Например, удивительный бумажный театр. В основе настольной игры лежат четыре действия и пять картин оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя». В его составе 34 предмета из картона: сцена, кулисы, фигуры героев, все нужно было вырезать, склеить, расставить по местам. Были там и карточки с монологами героев. Эта игра собирала вокруг большого стола всех членов царской семьи.
У цесаревича были «мальчиковые» игрушки, но в основном обучающие, например, набор для тиснения по коже: вырезать по трафаретам, штампиком сделать фактурной, подтонировать и изготовить рамку для фотографии или кошелечек. На один из праздников маленький Алексей получил в подарок конструктор в виде часов-ходиков, и сам собирал их по схеме. Конечно, не обошлось без «военных» игрушек: игрушечная трехлинейная винтовка системы Мосина, игрушечные сабли, пушки, солдатики, макеты кораблей, самолетов. Была в этом игрушечном царстве и мечта современных, казалось бы, во всем искушенных, детей — электрическая железная дорога с вагонами, паровозами, машинистом, вокзалом и светофорами. Железная дорога — не случайная игрушка, строительство железнодорожного сообщения— одно из важнейших занятий последнего русского императора, к этому готовили и наследника.


Девочки – всегда такие девочки… Юные княжны проводили свободное время в своих игровых комнатах. Мать, Александра Фёдоровна, внимательно следила за кругом общения своих дочерей, и считала, что большинство детей из высшего общества слишком избалованны и легкомысленны, и могут негативно повлиять на воспитание и характер маленьких княжон. Девочки немного тяготились такой ситуацией и даже иногда жаловались, что у них нет подруг. Но поскольку изменить ситуацию было не в их власти, то они постепенно учились быть самодостаточными, и большая доля их внимания была обращена на любимых домашних животных и молчаливых подруг — кукол. Дочери русского императора имели большую коллекцию кукол из Англии, Франции, Германии и России, особенно любимы были немецкие фарфоровые куклы с закрывающимися глазами и с натуральными волосами, наряженные в великолепные платья из кружева, батиста и атласа. Наряды для таких «торжественных» кукол шили придворные портные. У девочек была коллекция кукол в национальных и народных костюмах: крестьянки Тульской, Московской губернии, куклы в татарском, армянском, осетинском платьях, пошитых с тщательностью и вниманием к традициям. Дети воспитывались в любви и уважении к народам огромной Империи, им с малых лет внушали: нельзя стоять во главе народа, не осознавая его глубинных, культурных и духовных ценностей.
Для повседневной игры существовали куклы попроще – недорогие немецкие куклы, куклы из папье-маше, композита и мастики из Англии и российского производства, включая кустарные. Покупка кустарных русских игрушек объяснялась не столько их дешевизной, сколько стремлением показать детям, что игры с простыми дешевыми игрушками не менее интересны, а также расширить знания о народных промыслах.
У княжон были наборы для шитья кукольных платьев. Известно, что Александра Федоровна не любила сидеть без дела и приучала своих дочек к труду. Плоды этого воспитания сказались в 1914 году, когда старшие великие княжны работали в госпитале, выполняя там самую тяжелую работу.
Большая часть игрушек оказывалась в игровых комнатах царских детей в качестве подарков. Очень редко дети имели возможность сами выбирать себе игрушки. Императрица отмечает в дневнике: «Дети должны учиться самоотречению. Они не смогут иметь всё, что им хочется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей». Известно, что в 1900 г. в Дармштадте няня зашла с 5-летней великой княжной Ольгой в магазин игрушек. Ольга долго выбирала и, наконец, попросила купить ей маленькую игрушку. Когда её просили выбрать что-нибудь еще, то она отказалась это сделать, заявив, что игрушки нужно оставить и для других девочек.


В царской семье заботились о физическом воспитании детей, что подтверждает сохранившийся до наших дней сундук с набором из 36 игр, среди которых бадминтон, кегли, соревновательная игра «в индейцев». У детей были велосипеды, самокаты, сани, коньки и лыжи.
И дорогим, и дешевым игрушкам, по воспоминаниям приближенных последнего российского монарха, царские дети радовались одинаково искренне. К вещам в царской семье относились бережно. Игрушки передавались от старшего ребенка к младшему. Старые погремушки и солдатики, паровозы и барабаны хранились для следующего наследника, таким образом подчеркивая преемственность российских правителей. Например, сыну Николая II Алексею досталась по наследству лошадка, которая еще в конце XVIII века была подарена Екатериной II ее сыну Павлу. Иногда простые люди дарили игрушки царским детям, и эти скромные подарки всегда принимались с большой благодарностью.
То, что для воспитания детей все эти вещи были важны и востребованы, подтверждают записки, оставленные Александрой Федоровной: «Для настоящей матери важно всё, чем интересуется ее ребенок. Она так же охотно слушает о его приключениях, радостях, разочарованиях, достижениях, планах и фантазиях».
Отрадно, что современные мастера-кукольники, реставраторы, сотрудники музеев и коллекционеры понимают, какое огромное значение в жизни ребенка имеет игрушка. Старинные игрушки бережно реставрируют, воссоздают современные копии, устраивают выставки и мастер-классы. «В доме, где растут дети, всё их окружение и всё, что происходит, влияет на них. И даже самая маленькая деталь может оказать прекрасное или вредное воздействие. Даже природа вокруг них формирует будущий характер. Все прекрасное, что видят детские глаза, отпечатывается в их чувствительных сердцах», — написала императрица Александра Федоровна.
Вспомните эти слова, отправляясь с малышом в детский магазин, купите ему не ужасного монстра, а хорошую, добрую игрушку. А еще лучше – сделайте ее сами, вместе с ребенком. Поверьте, он будет безмерно рад скромной куколке, и через …..цать лет с гордостью покажет ее своим внукам!
Благодаря кропотливой и многогранной работе, которую проделала Пчельникова, сегодня уникальная коллекция игрушек занимает достойное место в музее Царского села, привлекая внимание посетителей всех возрастов. Художественно-исследовательская работа не заканчивается на одном проекте. Вокруг Светланы Пчельниковой уже появился большой круг коллег-единомышленников, работа по воссозданию культурной среды, чем являются игрушки по сути в российских семьях, продолжается.

Михаил Ковалев.
Фото автора.

выставка «Царская Елка»

Добавить комментарий