ЛЕВ ЛЕЩЕНКО: КНИГА «АПОЛОГИЯ ПАМЯТИ» – ЭТО МОЕ ЖЕЛАНИЕ ЗАФИКСИРОВАТЬ ВРЕМЯ

ЛЕВ ЛЕЩЕНКО

1 февраля – день рождения у советского и российского эстрадного артиста Льва Лещенко. Народный артист РСФСР. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Лауреат премии Ленинского комсомола. Музыкальный педагог, автор песен, продюсер, актер… С одним из любимых эстрадных исполнителей – наше эксклюзивное интервью.

– Лев Валерьянович, по вашим песням можно проследить антологию советской эстрады последней четверти прошлого века. «Аты–баты» (В. Мигуля — М. Танич), «Где же ты была» (В. Добрынин — Л. Дербенев), «Городские цветы» (М. Дунаевский — Л. Дербенев), «День Победы», «За того парня» (М. Фрадкин — Р. Рождественский) – что ни песня, то хит, который созвучен времени. Вы сами подбирали репертуар?
– В то время это было некое отражение всего, всех тех процессов, которые происходили в обществе. Песни всегда запечатлевали не только чувства, но и в первую очередь события, которые проходили в нашей стране, поэтому появлялись такие произведения, как, скажем, песни о полете Юрия Гагарина, о строительстве БАМа, о Великой Отечественной войне – это все отражение того, что мы чувствовали и чем мы тогда жили. Сейчас, к сожалению, песни не отвечают этим требованиям, потому что очень мало происходит эпохальных событий. Сейчас в основном это песни, которые вызывают какие–то эмоции, больше ничего. Поэтому я не то чтобы подбирал эти песни, я просто брал то, что создавали настоящие профессионалы: поэты, композиторы, музыканты, поэтому это все выливалось в хороший, настоящий продукт, как сейчас говорят.
– В чем же все–таки секрет этих нетленных хитов?
– В песне гармонично сочетались слова и музыка. То есть это была не просто любовная лирика, но эта лирика дополнялась серьезной прозой. Вспомните фильм «Три тополя на Плющихе»: песня «Опустела без тебя Земля»… Это же не просто любовь, это огромная гамма каких–то чувств, которые человек выражал, и они были подкреплены событийностью самой киноленты. Таких песен было очень много, они все были предметны. Очень мало было прикладных песен. В основном все они отвечали духу времени.
– Всегда хотела спросить: какая из песен вам самому ближе по духу, темпераменту, художественному вкусу из того теперь уже далекого прошлого?
– Из того далекого прошлого?.. Вообще, там, где была гражданская лирика. Это песни типа «Притяжение Земли», «Родительский дом» или, скажем, песня, которая звучала на закрытии Олимпиады, когда Миша улетал, – это все сопряжено еще и с яркими страницами нашей жизни, жизни всей страны.
– В одном из интервью вы сказали, что в те времена, когда «молоды мы были» по паспорту, песня была более точна. А что сейчас происходит с эстрадой?
– Я думаю, нет темы. Нет, есть какие–то общечеловеческие темы о добре, о любви, но нет тем глубоких, которые вызывали бы особые чувства к Отечеству, к каким–то событиям, ярким страницам в нашей жизни. Сейчас нет событий никаких, не о чем писать и не о чем петь, поэтому и идет туфта какая–то все время… Ну да, ну про любовь… Военных песен сейчас нет уже, песен, которые звучали в горячих точках, тоже нет. Ярких страниц нет каких–то, настоящих. Вот прошли новогодние праздники, все пели про Новый год. Сейчас будет 75–летие Великой Победы, наверное, появятся какие–то песни гражданско–патриотического звучания. Но все достаточно ограничено в выборе темы.
– Вы пели песни, которые дальше шли в народ, их мелодии крутились в сознании. Сегодня другая история? Может ли какая–то современная песня быть застольной? Если да, то приведите пример.
– Таких песен застольных сейчас нет, сейчас все переформатировалось в некую молодежную эстраду, потому что все, что пишется для взрослых людей, это перепевы прошлых тем, прошлых мелодий, очень много ремиксов, ремейков во всех жанрах, не только в песенном. Музыка интернета другая. Она на потребу публике, очень скороспелая, быстро появляется и быстро исчезает, поэтому массовых песен абсолютно нет. Песни застолья – это (я говорю о своих песнях) та же самая «Соловьиная роща» или это русские народные песни, которые до сих пор поют за столом. Застолье требует напевности, естественно, какого–то слова, простого, доходчивого. Не будут люди рок петь за столом, и рок–н–ролл не будут. Раньше эти песни звучали в эфире на радио и телевидении. Поскольку сейчас все растворилось, появилось огромное количество радиостанций, очень трудно сфокусироваться на каком–то одном произведении, которое может быть хитом для всех. Сейчас всенародных хитов нет, нет ни у кого, даже у самых популярных звезд. Какой–то сегмент зрителей слушает, допустим, Лободу или Ани Лорак, а какой–то сегмент слушает рэперов… Поэтому сейчас нет массовой песни, таких, какие пели Алла Пугачева, София Ротару, Филипп Киркоров. Вот в чем дело.
– Ваша творческая карьера складывается успешно, вас любят, у вас много поклонников. А есть ли ученики? Вы преподаете?
– Я преподавал в Институте имени Гнесиных, но любой ресурс заканчивается. Как только я почувствовал, что таланты перевелись в нашем отечестве, я ушел и сейчас не преподаю. Я просто делаю какие–то маленькие проекты, благотворительные, с кем–то занимаюсь: или дети приходят, или молодежь. Я активно сотрудничаю с Игорем Крутым, с его детской Академией музыки, у меня несколько песен записано с этими ребятами, с «Домисолькой» и с другими относительно молодыми исполнителями. У нас достаточно большой разрыв, если, скажем, я, например, пою песню с той же Алсу или Жасмин, для меня они еще молодые люди. Я не останавливаюсь, я устремлен в будущее, хочу и могу созидать, ну что, сидеть на диване – это грустно, смотреть телевизор – еще грустнее. Поэтому я в студии пропадаю или работаю на концертах, которых достаточно много.
– Многие престижные фестивали украшает ваше участие. В их числе – фестиваль народных традиций «Хранимые веками», где вы являетесь членом попечительского совета. Почему вы дали согласие участвовать в этом форуме и в чем будет заключаться ваше участие?
– Я считаю, что народное искусство – это основа нашей национальной музыкальной культуры. Ибо, как говорил Петр Ильич Чайковский, музыку народа мы, композиторы, только обрабатываем и аранжируем. Это не изменилось, все равно у нас очень много людей, которые занимаются народным искусством: в кружках самодеятельности, в трудовых коллективах, в народных театрах. У нас вся Россия, это не только Москва, не только Санкт–Петербург. Это огромная страна с народными промыслами, народными коллективами! Я был потрясен последним фестивалем, который проходил в том году в Кремлевском дворце, где при аншлаге собрались почитатели народного творчества, где были потрясающие коллективы, приехавшие с разных уголков нашей Родины. И спасибо огромное Александру Ковалеву, который все это придумал, организовал. Я считаю, что эти традиции надо обязательно приветствовать и это обязательно надо пропагандировать, потому что вся Россия живет в несколько другом формате, а Москва – это совершенное другое, городское искусство, которое совершенно отличается от того, что происходит в стране. Я недавно был на праздновании одной известной нефтяной компании, где были собраны художественные коллективы со всей Сибири. Это было потрясающе, это интересно смотреть, это очень предметно, это благодарность людям, которые живут и трудятся на земле. Им обязательно нужно говорить большое спасибо, а отражением этого всего являются коллективы, которые работают и занимаются творчеством. Это очень хороший процесс, который надо обязательно поддерживать. И я с огромной радостью приму участие и поддержу фестиваль «Хранимые веками» как член попечительского совета.
– Не могу не задать вопрос о творческих планах: будут ли новые песни о главном, будет ли продолжение вашей книги «Апология памяти» (2001 г.), в 2012 году она была переиздана. Сейчас есть мысли дополнить ее? И если да, что для вас сегодня наиболее важно, что бы вы хотели сказать всем своим многочисленным поклонникам?
– Вы знаете, дело в том, что сейчас маловато событий, и мне кажется, что вот я написал до 2000 года книгу и дальше, собственно говоря, ничего не происходит, единственное только можно сказать, я добавлял в эту книгу всегда маленькие эссе о тех людях, актерах, с которыми встречался. У меня не было ничего сказано о Коле Баскове, у меня не было ничего написано еще о каких–то молодых исполнителях, которые появляются, я это дополнил. Потому что книга моя «Апология памяти» – это, скорее всего, мое стремление и желание зафиксировать время, в которое мы жили и в которое живем сегодня. Возможно, я что–то дополню, но в принципе (я все время возвращаюсь к этой мысли) раньше были какие–то яркие события, поездки бесконечные на космодром, на строительство разных объектов, выход человека в космос. Я общался в прямом эфире с космонавтами, которые летают, или это Олимпиада с ее символом – олимпийским Мишкой… В моей жизни были события, о которых хочется говорить или вспоминать. К сожалению, на сегодняшний день этого нет, и это понятно: мы живем в другой жизни сейчас. Это не хорошо и не плохо, это просто фактор сегодняшнего времени.

Нина ДОНСКИХ.

Фото из открытых источников.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x