НОВЫЙ УЧАСТОК НЕКРАСОВСКОЙ ЛИНИИ МЕТРО МОСКВЫ ОТ «КОСИНО» ДО «ЛЕФОРТОВО» ОТКРЫТ

Метро

На карте Московского метрополитена Некрасовская линия (розовая) — 15-я по счету. Ее строили поэтапно. Первый участок из четырех станций был запущен 3 июня 2019 года, для пассажиров открылись станции «Косино», «Улица Дмитриевского», «Лухмановская» и «Некрасовка». После запуска второго участка линия стала одной из самых длинных среди строящихся сейчас в столице — более 15 км.

Общая протяженность второго участка Некрасовской линии составляет 11,7 км. На нем находятся станции «Окская», «Юго-Восточная», «Нижегородская», «Стахановская» и «Авиамоторная». На этом участке специалисты построили двухпутные тоннели от станции «Косино» до «Нижегородской». Во время создания станции «Нижегородская» строители использовали новейшую технологию top-down, когда подземная часть возводится сверху вниз от уровня земной поверхности с возможностью параллельного строительства сооружений вверх. Благодаря этому строители сократили расходы, сроки и площадь работ, что важно, так как станцию строили в условиях плотной городской застройки.

— Метро в Москве строилось в самые сложные и тяжелые времена, — отметил мэр Сергей Собянин на открытии. — Строится и сегодня, когда ситуация непростая. Закончили строительство одной из крупнейших веток метро в Москве, 22 км, десять станций от «Некрасовки» до «Лефортово». Запускали его в два этапа, сегодня запускаем второй и последний этап. Ветка важнейшая, она улучшит транспортную доступность около миллиона граждан, разгрузит Таганско-Краснопресненскую ветку метро.

По словам главы города, строительство линии было очень сложным: десятки переходов через магистрали, железнодорожные пути, линии метро, автодороги, множество линий коммуникаций газа и водопровода. Помимо самой линии создан еще крупнейший в стране транспортно-пересадочный узел «Нижегородская», где сходятся МЦК, строящаяся Большая кольцевая линия метро, Горьковское направление железной дороги, Некрасовская линия метро, Северо-Восточная хорда, Рязанский проспект.

Некрасовская линия метро обеспечит быстрым и комфортным городским транспортом жителей московских районов Нижегородский, Рязанский, Выхино-Жулебино, Косино-Ухтомский, Некрасовка, Текстильщики, Кузьминки, а также подмосковных Люберец и других близлежащих городов Московской области. В среднем пассажиры будут экономить на дороге до 30 минут в день.

Некрасовская линия станет дублером юго-восточного радиуса Таганско-Краснопресненской линии, нагрузка на которую должна снизиться примерно на 20 процентов. С открытием новых станций метро уменьшится нагрузка на прилегающую улично-дорожную сеть, включая Лермонтовский и Рязанский проспекты, Носовихинское шоссе и другие магистрали.

Поезда теперь ходят от «Лефортова» до «Косино» и далее в Некрасовку. В дальнейшем к Некрасовской линии подключат участок БКЛ от «Лефортова» до «Электрозаводской». В перспективе – после полного завершения строительства БКЛ – участки «Нижегородская» – «Авиамоторная» и «Авиамоторная» – «Электрозаводская» включат в Большое кольцо. Конечной станцией Некрасовской линии станет «Нижегородская».

На Некрасовскую линию поставлен 21 новейший состав — поезда «Москва». Ввод новых участков метрополитена обеспечит создание порядка 1,3 тыс. рабочих мест.

В ходе строительства Некрасовской линии было применено множество новейших технологий метростроения. Главной особенностью стало сооружение двухпутного тоннеля диаметром 10 м от станции «Косино» до станции «Нижегородская». Основным преимуществом двухпутных тоннелей является безопасность. В случае аварии или поломки поезда время полной эвакуации пассажиров составляет около 16 минут, тогда как в однопутном тоннеле – почти 40 минут.

Станция «Юго-Восточная» расположена вдоль Ферганской улицы на пересечении с Ташкентской улицей. Особенностью художественного оформления «Юго-Восточной» стали светоотражающие плафоны-купола. Тема белоснежных куполов ассоциируется с исторической архитектурой Средней Азии и соответствует топонимике прилегающих к станции улиц – Ферганская, Ташкентская, Самаркандский бульвар.

Основными цветами в отделке станции стали бежевый, желтый, черный и серый. Пол станции покрыт коричневым гранитом, потолок – декоративной черной штукатуркой. Стены отделаны травертином, полированным или шлифованным известняком.

Станция «Окская» расположена у примыкания улиц Окская и Паперника к Рязанскому проспекту. Станция мелкого заложения имеет один вестибюль с выходами на обе стороны Рязанского проспекта, к улицам Окская, Паперника, 3-я Институтская, к жилой и общественной застройке, остановкам городского транспорта.

Дизайнеров «Окской» вдохновила река Ока. В оформлении станции четко прослеживается «водная» тема. Основным цветом для станции выбран синий, в оттенках которого оформлены кассовый зал, вестибюли и платформа. Главным элементом дизайна стал потолок: его украшают ярко-синие алюминиевые панели и светодиодные круглые лампы диаметром около пяти метров. Мерцающие окружности на синем фоне потолка создают иллюзию течения реки с кругами на воде. Стены на платформе отделаны керамогранитом. Пол выполнен из светло-серого гранита.

Станция «Стахановская» расположена на пересечении Рязанского проспекта и 2-го Грайвороновского проезда. Станция мелкого заложения, имеет один вестибюль с выходом к Рязанскому проспекту, жилой и общественной застройке, остановкам городского транспорта.

Ее интерьер выполнен в духе советского авангарда 1920-1930-х гг. и напоминает о трудовых подвигах того времени, собирательным образом которых стало стахановское движение.

Колонны из гранита вдоль путевых стен станции напоминают станки 1930-х годов, а белые плафоны-трубки на потолках – перекрытия заводских цехов. Основными цветами в оформлении станции стали красный, серый и черный. Стены на платформе отделаны керамогранитом и металлическими панелями. Пол выполнен из серого гранита и габбро.

Станция «Нижегородская» расположена на пересечении Рязанского проспекта, Нижегородской улицы и ж/д путей МЦК. Станция мелкого заложения, с двумя островными платформами, между которыми проложены пути Некрасовской линии, а по бокам от платформ пройдут пути Большой кольцевой линии.
Оформление станции содержит отсылки к конструктору «LEGO»: ее украсили большими разноцветными элементами, складывающимися в простые формы. В отделке станции использованы металлокерамические и керамогранитные панели желтого, оранжевого, зеленого и голубого цветов, а также серый крупноформатный керамогранит, имитирующий бетон. Цветные панели визуально разделяют станцию на несколько зон, что по задумке проектировщиков станет для пассажиров своеобразной навигационной системой. Потолок отделан алюминиевыми панелями, стены и карнизы украшены современной графикой. Освещение станции будет комбинированным – с использованием светильников прямого и отраженного света. Стены переходов, вестибюлей и платформ облицованы керамогранитом и натуральным камнем. Пол станции покрыт шлифованным и полированным гранитом серых и коричневых оттенков.
Станция «Авиамоторная» расположена на пересечении проезда Энтузиастов, шоссе Энтузиастов и путей Рязанского направления МЖД. Является пересадочной с одноимённой станцией Калининско-Солнцевской линии метро. Станция мелкого заложения, имеет два вестибюля с выходами к шоссе Энтузиастов и Авиамоторной улице, жилой и общественной застройке, остановкам городского транспорта.

В оформлении «Авиамоторной» преобладают лаконичные и сдержанные черные, серые и белые тона. Архитектурно-художественное решение посвящено авиационной тематике и соответствует названию станции. Колонны и светильники на платформе повторяют форму деталей самолета, а потолки из реечных панелей в вестибюле создают ощущение воздушных потоков. Необычно оформлен и потолок: на нем изображен облачный шлейф, который оставляет пролетевший авиалайнер. След от самолета имитирует и множество светодиодных и неоновых светильников из алюминия. Путевые стены выполнены из нержавеющей стали, пол – из натурального камня, а потолок – из алюминия.

В перспективе на базе станции «Авиамоторная» будет создан транспортно-пересадочный узел, обеспечивающий комфортную пересадку на ж/д платформу «Авиамоторная» (ранее – «Новая») Казанского направления МЖД (МЦД-3).

Станция «Лефортово» расположена в одноименном районе, в сквере у кинотеатра «Спутник», вблизи Солдатской и Наличной улиц. Станция мелкого заложения имеет один вестибюль с выходами к Солдатской и Наличной улицам, жилой и общественной застройке, остановкам городского транспорта.
При отделке станции использовали белый мрамор, светло-серый гранит, фибробетон и алюминиевые панели. Интерьеры станции стилизованы под старинные гравюры ХVII–XVIII вв. Монохромные тематические рисунки в кассовом зале и вестибюле напоминают о богатом историческом наследии района Лефортово, в честь которого названа станция.

Источником вдохновения для архитекторов послужил Лефортовский дворец, расположенный на правом берегу реки Яузы. Стены вестибюля украшает черно-белое декоративное панно площадью около 40 кв.м. На нем изображено здание дворца, отражающееся в водной глади реки Яузы. Первому владельцу дворца – Францу Лефорту – посвящена художественная композиция в кассовом зале.

В дальнейшем на базе станции «Лефортово» создадут небольшой транспортно-пересадочный узел, включая устройство трамвайных перронов, реконструкцию прилегающей улично-дорожной сети, а также строительство катка с искусственным льдом.

В целом в рамках благоустройства территорий, прилегающих к новым станциям метро, выполнено гранитное мощение на площади 10,5 га, обустроено 9,6 га асфальтового покрытия (дороги и внутридворовые проезды), уложено 7 га газонов, создано 1,2 га цветников, высажено 253 дерева и 3 398 кустарников, установлено 211 скамеек, 281 светильник, 180 урн, 1 фонтан и 16 остановок городского транспорта.

Лидия Миловидова.
Фото из открытых источников.