ВЛАДИМИР ХОТИНЕНКО: «МЫСЛЕННЫЙ ВОЛК» — ЭТО ЕЩЕ И НАША ГОРДЫНЯ

Сразу после трансляции праздничного Пасхального богослужения из кафедрального соборного храма Христа Спасителя   на канале «Спас» вниманию  зрителей будет предложен исторический фильм Владимира Хотиненко «Поп», созданный кинотелекомпанией «Православная энциклопедия». Мы беседует с режиссером картины Владимиром Хотиненко.

— Владимир Иванович,  фильм  «Поп» был  удостоен в 2010 году Патриаршей премии в области киноискусства.  Что привлекло вас изначально в этой истории?

— Эта картина рассказывает о роли Русской православной церкви в поддержании народного духа и сохранении веры — важнейшей миссии, отраженной через историю одного священника.  Я с удовольствием вспоминаю эти съемки, тем более что на картине работали замечательные артисты Сергей Маковецкий, Нина Усатова, Елизавета Арзамасова и другие.

— По всему видно, что православная тема вам близка. Мне чрезвычайно нравится документальный фильм «Паломничество в вечный город», снятый по вашему сценарию.  Я знаю, что у вас лежит еще один сценарий к фильму «Мысленный волк», название которого вы взяли из молитвы Св. Иоанна Златоуста?

— В молитвослове я постоянно натыкался на эту завораживающую строку: «Да не на мнозе удаляйся общения Твоего, от мысленного волка звероловлен буду». Роясь в интернете в поисках

объяснения словосочетания «мысленный волк»,  неожиданно  нашел одноименный роман нашего современника Алексея Варламова, и у меня, помнится, даже мурашки по телу побежали. Роман  прочитал взахлеб. События его начинаются в 1914-м и длятся пять долгих лет. Всякого рода умствования и поиски смыслов оборачиваются кровавым кошмаром для страны, которая постепенно ввергается в бездну. «Мысленный волк» — это еще и наша гордыня. В сценарии среди прочих  действует, например, монах, гордыня которого приводит священнослужителя к хлыстовству.

— Хлыстовство — это такой… своеобразный обряд богослужения?

— Достаточно своеобразный. Изучая это явление, я посмотрел передачу о современных сектах. Представители одной из них как раз напоминали хлыстоверов. И те и другие считали, что если не окунуться с головой в бездну греха, не «броситься в кипящий котел» (по их же выражению), то и покаяния полного не испытать. Выглядит это так: они становятся в круг и после так называемого «томлания» начинается совокупление и свальный грех.

— Герой-монах в вашем сценарии имеет реального прототипа?

— Да, некий донской казак поступил в семинарию, но непомерная гордыня привела его к мысли занять место патриарха. У него не получилось, тогда он стал мечтать о приближении ко двору. Дорогу ему перешел Распутин. В фильме он тоже появляется. В результате падший монах превращается в совершеннейшее чудовище.

Проект  этот исторический и реально дорогой, потому что если его делать, то нужно делать достойно. Сценарий готов,  теперь дело за спонсором, которого я ищу.

— Владимир Иванович, подобные захватывающие сюжеты и необычные формы их подачи, видимо, позволяют вам серьезно поговорить со зрителями о смысле нашего существования?

— Ну, а если не для этого, то для чего тогда вообще снимать кино? Для меня картина – это всегда серьезная тема прежде всего.  Вот в 2015 году я снял  «Наследников»  —  фильм о Сергии Радонежском.  Решил я материал в редком для кино жанре «ток-шоу». Но фильм «Наследники», как вы понимаете, был вовсе не про телевидение. Я просто  нашел форму, которая давала бы возможность поговорить о душе человеческой. Ну и, конечно,  о проблемах современного телевидения в том числе. Не случайно один персонаж говорит гневные слова: «Чем вы кормите народ? Закормили хламом».  Александр Балуев эту реплику произносит очень убедительно.

— И сложнейших «Бесов» Достоевского вы тоже сумели «упаковать» в неожиданную форму детективного расследования. Не собираетесь экранизировать еще что-нибудь из классики?

— Может быть, возьмусь за «Митину любовь» Бунина. Тем более что в Париже я попал в одну русскую семью послереволюционных эмигрантов, и мне выпало счастье познакомиться с женщиной в весьма преклонном возрасте, которая была последней любовью Бунина. После ее смерти семья попросила меня разобрать ее архив. Там мне попалось подлинное письмо уже немолодого Бунина, обращенное к ней: «Вчера, как впрочем, и позавчера, весь вечер прождал вас в «Наполеоне». Вы не пришли. Что ж, так тому и быть. Ваш И.Бунин».  Эти несколько строчек потрясли меня, столько чувства в них было вложено. Вот с тех самых пор раздумываю, как передать на экране свои ощущения от личности этого человека и от его прозы.

Елена Булова

 

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x