ШКОЛЬНИКОВ ПОПРОСИЛИ ОБЪЯСНИТЬ ЗНАЧЕНИЕ БАНКОВСКИХ ТРАНЗАКЦИЙ

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) объявила результаты исследования финансовой грамотности 15-летних школьников из разных стран, которое проводилось в рамках программы PISA в конце 2018 года. Россия заняла десятое место среди двадцати стран-участниц с результатом 495 баллов.

PISA – крупнейшая международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment), которая реализуется под эгидой ОЭСР. Исследование проводится циклами раз в три года среди 15-летних школьников по всему миру: проверяется их математическая и естественно-научная грамотность, а также грамотность чтения. Финансовая грамотность является дополнительной областью исследования PISA. В исследовании финансовой грамотности в 2018 году принимали участие 20 стран.
Финансовая грамотность предполагает набор знаний и умений, для описания которых в исследовании PISA используется пять уровней. Решению рядовых финансовых задач в повседневной жизни соответствует третий уровень финансовой грамотности. По данным исследования 2018 года, более 60% российских школьников достигают третьего или выше уровня финансовой грамотности по шкале PISA. В то же время российские школьники в два раза реже, чем школьники в странах ОЭСР, достигают высшего (пятого) уровня финансовой грамотности.

Что такое финансовая грамотность для школьников?

Исследование оценивало, насколько ученики умеют работать с источниками финансовой информации, способны понимать и сопоставлять финансовую информацию, разбираются и оценивают различные финансовые ситуации, готовы приниматьэффективныерешенияо финансовых продуктах.
Исследование финансовой грамотности в 2018 году проходило в виде часового компьютерного тестирования, включающего 43 вопроса. Примерно 2/3 вопросов в 2018 году совпадали с исследованием 2015 года и 1/3 вопросов были новыми. В числе лидеров исследования оказались 15-летние школьники Эстонии, Финляндии и Канады. Также впереди России оказались: Польша, Австралия, США, Португалия, Латвия, Литва. Разброс финансовой грамотности между лучшим и худшим результатом стран ОЭСР составил 97 баллов.
Как показало исследование финансовой грамотности российских школьников, многие из них понимают распространенные финансовые понятия, термины и применяют эти знания в типичных ситуациях. Они также могут выполнять простое планирование в знакомых ситуациях. В то же время у них заметно меньше знаний о сложных финансовых инструментах и ситуациях, им сложнее дается прогнозирование отдаленных последствий финансовых решений. 14% российских школьников не готовы к принятию повседневных самостоятельных финансовых решений (выбрать тариф мобильной связи; понять, правильно ли выставлен счет; оценить, можно ли передавать данные банковской карты третьим лицам).
Большинство российских подростков имеют собственные деньги. В основном это деньги, полученные в подарок или на карманные расходы от родителей. 50% подростков подрабатывают в свободное от учебы время.
Подростки активно включаются в финансовые операции: 50% владеют банковской картой и у 32% есть собственный счет в банке. Более 60% российских подростков чувствуют себя уверенно при выполнении финансовых операций (оплатить покупку банковской картой, мобильным устройством, выполнить денежный перевод и т. д.), а в плане использования цифровых финансовых возможностей даже опережают своих сверстников из стран ОЭСР.
По данным исследования, уроки финансовой грамотности в школе оказывают значимое влияние на повышение финансовой грамотности российских школьников и их уверенность при выполнении финансовых операций. Финансовое образование в школе повышает уверенность подростков при совершении финансовых операций (+17%) – больше, чем общение с родителями на тему финансов (+13%).

Примеры задач по пяти уровням финансовой грамотности

Первый уровень: Обучающихся просят оценить финансовую информацию, чтобы принять решение о выгодности покупки, например, большой пачки томатов. В этом вопросе проверяется, понимают ли ученики, что покупка больших упаковок может быть не выгодна, если все содержимое большой упаковки не будет использовано, при этом на покупки расходуется большая сумма денег одновременно. Обучающихся просят оценить ситуацию и описать свое решение. Они могут привести ответ как с расчетами веса и цены, так и без расчетов. Ответ засчитывается полностью, если обучающийся может объяснить, почему покупка большой упаковки томатов по более низкой цене может быть невыгодной для некоторых людей.

Второй уровень: Обучающихся просят ответить на несколько коротких вопросов по типу «правда или ложь», чтобы определить, насколько они понимают, что такое договор «мобильной связи» и какую ответственность он подразумевает. Другой пример ситуации для этого уровня финансовой грамотности анализирует способность предотвратитьмошенничество. Многие люди получают звонки или рассылку(в том числе от благотворительных организаций)с просьбой сообщить данные своей карты, поэтому крайне важно, чтобы подростки могли оценить опасность передачи финансовой информации третьим лицам.

Третий уровень: Обучающиеся должны оценить факторы, которые влияют на стоимость владения машиной, в частности, общую стоимость машины, понимать разницу между постоянными и переменными затратами. Этот навык является ключевым для управления своими финансами: обучающиеся должны понимать, как использование товара влияет на его стоимость, даже если большинство 15-летних участников исследования никогда не планировали бюджет и не владели машиной. Выбор тарифного плана сотовой связи также соответствует третьему уровню финансовой грамотности. В первом задании обучающимся дают два тарифных плана и просят оценить их плюсы и минусы. Во втором задании дается четыре тарифных плана от четырех разных операторов мобильной связи, а обучающиеся должны выбрать подходящий тарифный план для покупателя с конкретными потребностями, то есть соотнести конкретную информацию в тарифных планах (тариф, количество включенных минут и СМС, стоимость одной минуты разговора и одного сообщения) с потребностями покупателя.

Четвертый уровень: Обучающимся предоставляют график выплаты кредита за музыкальную систему и просят оценить, как повлияет изменение одного из параметров на график платежей. Это задание воспроизводит ситуацию, которая пока не знакома обучающимся (вряд ли кто-то из них имел опыт выплаты кредита), но с которой они, вероятно, столкнутся в ближайшем будущем. Другое задание этого уровня – «рингтоны»: обучающиеся получают конкретные значения стоимости подписки на рингтоны, а затем их просят определить баланс счета в конце месяца. Подписываясь на сервис, покупатель обычно ориентируется на цифры, указанные в рекламе, и не обращает внимания на условия, описанные мелким шрифтом.

Пятый уровень: Обучающимся предоставляют банковскую выписку и описание еще двух транзакций, которые произошли после окончания расчетного периода. Обучающихся просят рассчитать остаток на счете.Чтобы получить полный балл за это задание, обучающиеся должны также рассчитать размер банковской комиссии, который учитывается в выписке, но не был упомянут в описании транзакций. Другое задание –велопрокат, сервис по краткосрочной аренде велосипедов со сложной тарификацией, включающей собственно прокат, абонентскую плату и количество поездок. Обучающиеся должны уметь проанализировать сложную систему расчетов, понимать, как ее компонентывлияют на окончательную стоимость, сравнить разные абонентские планы и выбрать более выгодную схему под конкретные условия.

Мона Платонова.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x