БУДЬ ГОТОВ, ГОТОВ, ГОТОВ…

19 мая – 98 лет со дня образования Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ленина. Правда, до 1924 года она носила имя Спартака, а после смерти вождя пролетариата стала называться его именем. Все дети, рожденные в СССР, были пионерами, и многие до сих пор помнят свое пионерское прошлое. Помню его и я, тем более что с этой организацией была в том числе связана моя профессиональная деятельность.

Прием в Смольном

В пионеры меня принимали в торжественной обстановке в Смольном дворце, в Ленинграде, ныне Санкт-Петербурге. В это время в нашей семье в Военно-медицинской академии имени С. Кирова учился мой отец.
В Смольном принимали лучших, отличников и хорошистов. Я была в рядах первых. Помню, что все мы очень волновались. Клятву пионеров мы выучили назубок еще раньше, и в высоких залах Смольного она звучала по-особенному торжественно. Не думаю, что каждый ребенок, которому повязали красный галстук, понимал всю идеологическую подоплеку этой организации. Из головы вылетели, как ненужный хлам из дома, скучные пионерские собрания. Зато остался в памяти веселый сбор металлолома. Однажды мы, дети военных, жившие в пригороде Ленинграда, забрели на какой-то заброшенный участок и нашли много бесхозных железяк. А рядом стояла дрезина. Не сговариваясь, забрались на нее, прихватив с собой железки, ребята оттолкнули ее, и она покатилась под горку, набирая скорость… В какой-то момент мы все же поняли всю опасность этого приключения. И тогда кто-то из ребят приказал выбросить «за борт» весь этот железный хлам и всем сгруппироваться. Дрезина мягко врезалась в тупик, и мы, дружно смеясь, весело попадали один на другого. Детство не ведает страха. Но сейчас я понимаю, что действия нашего товарища спасли многих из нас от увечий.
Правда, меня, отличницу, чуть не исключили однажды из рядов пионерской организации за «плохое» поведение. Шел урок пения, мы пели патриотическую песню, уже не помню какую. Рядом со мной за партой сидел Паша Кондратьев и корчил неимоверно смешные рожицы. Я не удержалась, засмеялась, и учительница поставила мне «2» за поведение, снабдив отметку в дневнике пояснением: «Смеялась на уроке пения при исполнении патриотической песни». Домой я пришла вся в слезах. И тогда в школу отправилась мама. Она, как и отец, была медиком, и в нашем доме было много книг по психологии – тогда еще науки (это был конец шестидесятых годов) непризнанной, считающейся буржуазным пережитком. Много лет спустя, вспоминая этот эпизод, мама рассказала, что объяснила учителям всю нелепость моего «наказания» именно с точки зрения психологии. Заступились за меня тогда и ребята из класса: они рассказали нашей классной руководительнице, что смеялась я вовсе не над песней. Пионер – всем ребятам пример, так тогда нас воспитывали.
А еще помню наши удивительно веселые «Зарницы», ведь в них принимали участие наши отцы, которые по большей части были военными. Поэтому игры у нас были практически профессиональные. Что такое стратегия и тактика боя, я хорошо усвоила с детства.

Зигзаг удачи

После школы началась взрослая жизнь. Был комсомол, интересные будни начинающего, молодого журналиста. Переехав в Подмосковье, работала в районной газете и до сих пор удивляюсь, как, не имея сегодняшних средств связи, мы оперативно публиковали все новости, делали репортажи с мест и т. д. Молодость многое может.
В те годы шла война в Афганистане. Я написала очерк об одном афганце, и его опубликовали в нашей газете. Через несколько дней раздался звонок. Звонили из ЦК ВЛКСМ. Мне предложили работать в одном из журналов издательства «Молодая гвардия» — «Вожатый». Стоит ли говорить, что об этом можно было только мечтать! Я снова окунулась в мир детства, только не жила в нем, а была причастна к его созданию. Журнал был методическим пособием для вожатых – людей, которые работали в школах, пионерских лагерях. Им требовались интересные подсказки, методики, педагогический опыт для того, чтобы развивать пионерское движение. «Главной пионеркой страны», как мы ее называли в нашем коллективе, была Тамара Трухачева, занимающая должность заместителя главного редактора. Именно она разработала многие методические рекомендации работы с детьми. Ее авторитет был непререкаем.
Но шел конец 80-х, в воздухе пахло перестройкой и переменами, все это прекрасно ощущали и не знали, какие идеи продвигать дальше?
Мы часто ездили в командировки. Писали очерки о педагогах-новаторах, изучали опыт организаций. Была я и в Артеке, на сборе «Активистов перестройки». Это было, пожалуй, последнее «прости» уходящему строю. Но сбор запомнился не только шикарной природой Крыма, интересными ребятами со всего еще существовавшего Советского Союза, многие из которых впервые увидели море, звонкими песнями у костра… В этом замечательном месте я впервые познакомилась с живыми, настоящими психологами, которые проводили с ребятами, как сейчас говорят, тренинги. После поездки эта тема так захлестнула меня, что я набралась смелости и пришла в кабинет Тамары Викторовны. Она выслушала мои предложения организовать в журнале рубрику «советы психолога» весьма скептически, но все же милостиво разрешила попробовать ради эксперимента. После публикации материала в редакцию посыпался шквал писем, и мы поняли, что рубрика состоялась.
Ну, а что же с пионерской организацией, ведь мы немного отвлеклись от основной темы. Но этому есть и свои причины…

Куда идут бойскауты?

Если в Москве верная соратница Ленина Надежда Крупская застыла в камне одиноко, то в городе Энгельсе она расположилась с дружной компанией пионеров.И это не случайно. Однажды к нам в редакцию позвонил историк (не помню его фамилии) и предложил мне совместно с ним написать статью о бойскаутах.
— Это не совсем наша тема, — осторожно сказала я.
— Нет, именно ваша, и она имеет прямое отношение к пионерской организации, — возразил ученый.
Дело в том, что в ноябре 1921 года Н. Крупская выступила с докладом «О бойскаутизме», в котором предложила взять на вооружение скаутские методы и создать детскую организацию, «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию». Доклад был опубликован брошюрой — «в дискуссионном порядке», а позже переиздан. И именно многие из положений теории бойскаутизма легли в основу пионерской организации. Просто Крупская, совместно с другими учеными-методистами, придала им идеологический смысл.

Из нашего прошлого – в наше завтра

И снова промчались годы. В новой России на проблемы детей и молодежи обратили внимание не сразу. Всеобщая ваучеризация страны отвлекала от главного – от воспитания будущего поколения. А это своеобразная подушка безопасности, которая в том числе определяет стабильное развитие общества. Но свято место пусто не бывает. Их быстро заняли религиозные секты, радикальные экстремисты и т. д.
В конце 90-х – начале нулевых спохватились. Постепенно на нет сошла проблема беспризорных детей, радикалов разных мастей, а вот безнадзорных, или, как сейчас говорят, «социальных сирот», и в наше время хватает. Сегодня появились и детские организации – прототипы все же тех же бойскаутов, пионеров. Многие политические партии таким образом пытаются привлечь в свои ряды «младую кровь». В то же время появилось много движений по различным направлениям – экологи, юные журналисты, спасатели и т. д. Есть организации политические, религиозные и много других. Все они нуждаются в государственной поддержке.
Вместе с тем по-настоящему массовых в обозримом будущем не вижу. Да и нужны ли они в нашей новой России?
В любом случае любая из них должна иметь свою четко выстроенную методологию. Детская душа – инструмент тонкий.
Большинство родителей сегодня вряд ли отпустят свое малолетнее чадо прогуляться с друзьями по окрестностям – времена уже не те. Мы стараемся развивать индивидуальность, водим, в силу своих возможностей, детей на «развивашки», стараемся как можно раньше обучить их иностранным языкам. Мир стал другим, в нем властвуют успешные. Целеустремленные, молодые, красивые… Все это здорово. Но не выплеснули ли мы из нашего старого прошлого воду вместе с младенцем? Где сегодня можно научить нового человека добру, чувству локтя, взаимопомощи? Найдется ли среди нового поколения мальчик, который, предупреждая опасность, сможет спасти от переломов и ссадин своих друзей на летящей в неизвестность дрезине?
Так ли плох был союз юных с точки зрения воспитания этих качеств?

Нина ДОНСКИХ.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x