ДЕТИ БОЯТСЯ ГОВОРИТЬ, ПОЭТОМУ ПИШУТ

дети, страх

За период самоизоляции количество детских онлайн-обращений на адрес психологической интернет-службы «Детский телефон доверия» увеличилось в 2 раза, а количество звонков, наоборот, уменьшилось.

Об этом наблюдении рассказала руководитель «Детского телефона доверия» Светлана Шевченко в ходе онлайн-пресс-конференции на площадке ТАСС, посвященной обсуждению тревожных состояний и психологических проблем, обострившихся у детей в период самоизоляции:

«Здесь все понятно. Дети и подростки находятся постоянно вместе с родителями и поэтому не могут нам позвонить. Они боятся, что их услышат. Вот этот режим сокращения своего личного пространства конфиденциально и анонимности в семье, он, конечно, сыграл свою роль. У нас из-за этого понизилось количество розыгрышей и шуток по телефону. А отчасти, может быть, это связано и с тем, что не настолько стало все смешно».

Консультанты этой службы психологической помощи на сегодняшний день в круглосуточном режиме работают в 67 регионах РФ, так что результаты их мониторинга можно считать вполне репрезентативными.

«Более 90% обращений связаны с так называемыми личными темами: это детско-родительские отношения, конфликты среди сверстников, проблемы дружбы, любви. Причем все эти конфликты могут происходить как в офлайне, так и в интернет-среде. По данным за первый квартал 2020 года, с систематическим буллингом (в офлайне. — С. И.) было связано 413 звонков; отдельно мы выделяем интернет-агрессию и кибербуллинг (со всеми возможными угрозами и преследованиями, троллингом, выставлением детей и подростков в нелицеприятном виде с последующими угрозами и негативными комментариями) – с этим было связано 104 обращения. И проблема суицида, она как была текуще актуальной, так и остается: за первый квартал было 1 тыс. 964 обращения, связанных с этой тематикой. Это интегрированная цифра: мы сюда закладываем и суицидальные настроения, то есть это и намерения, и желания, и переживания по поводу «ухода»; в эту же статистику входят и переживания, связанные с уже совершенной попыткой суицида. С жестоким обращением среди сверстников было связано 349 звонков».

В семьях в период самоизоляции количество споров и конфликтов увеличилось, но в результате, как это ни удивительно, во многих случаях отношения даже улучшились.

«Проблемы в основном были связаны с адаптацией к новым условиям: налаживанием коммуникации в семье, нового быта. Возникали споры и конфликты, вызванные тем, что люди просто не выдерживали и срывались. Наши психологи-консультанты помогали им справляться с собственными негативными эмоциями», — сообщила Светлана Шевченко.

Еще одним серьезным испытанием семей на прочность стал переход детей на дистанционное обучение.

«Для родителей дистанционное обучение стало огромным стрессом, было очень много звонков: отчаявшиеся родители говорили, что они не выдерживают; они не знают, где найти силы. Жаловались на то, что они себе больше не принадлежат, у них рушится их личная жизнь и срывается работа», — уточнила Светлана Шевченко.

Учителя, перешедшие на дистанционное обучение, столкнулись, по ее словам, с другой проблемой – всевозможными онлайн-шутками и проделками своих интернет-продвинутых воспитанников. У психологов-консультантов они спрашивали, что им делать, если в ходе их Zoom-вещания вдруг включится порнофильм, или появится какой-то мем, или дети просто отключат звук.

Но невзирая на все сложности и конфликты, успеваемость у детей в период самоизоляции, как подчеркнула руководитель «Детского телефона доверия», даже повысилась. Об этом говорят как учителя, так и родители.

Неожиданным, по ее словам, стал и тот факт, что лишь 5% обращений связаны со страхом подхватить коронавирус и умереть:

«Людей больше тревожат последствия депривации (вызванной режимом самоизоляции. — С. И.), а не страх заразиться. Прежде всего, это были звонки с просьбой помочь «удержать» ребенка в самоизоляции; родители спрашивали, как лучше с ним поговорить об этом; как достучаться до ребенка, чтобы он соблюдал все правила».

По наблюдениям психологов, негативными последствиями режима самоизоляции для детей и подростков стали апатия и скука.

С проблемой роста количества обращений, связанных с суицидальной тематикой, столкнулись и сотрудники службы психологической помощи подросткам и молодежи «Твоя территория. Онлайн».

«У нас тоже увеличилось количество обращений, связанных с суицидальными переживаниями подростков и с переживанием утраты. Больше всего таких обращений поступает из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, то есть городов, где большое количество населения», — сообщила руководитель службы Екатерина Федорова.

Если в марте, по ее словам, к ним поступало в среднем 5 таких обращений в день, то в апреле оно увеличилось до 7.

Как предположил, комментируя статистику, приведенную коллегами, президент Российской ассоциации телефонной экстренной психологической помощи Андрей Камин, отмечаемый рост количества суицидальных обращений может быть связан с обычным «весенним обострением». В подтверждение своей версии он привел графики Росстата за несколько лет.

Сергей ИШКОВ