ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ: УГЛУБИТЬСЯ ДО МАРАЗМА

12 июня на телеканале «Россия» будет показана спортивная драма «Движение вверх» Антона Мегердичева, которая долгое время удерживала позицию самого кассового российского фильма.

Нет особой надобности рассказывать о фабуле этой драмы: благодаря нашей прессе и скандалам, сопровождающим выход фильма, только ленивый не знает, что посвящена она легендарной победе советской сборной на мюнхенской Олимпиаде 1972 года. И что самым ярким моментом является показ трех «легендарных» секунд матча, когда сборная СССР по баскетболу, отвоевав свое золото, «сделала» баскетбольную команду США, считавшуюся непобедимой.
Но, несмотря на огромный интерес к картине, еще на этапе ее выхода на экраны, вдовы баскетболистов вдруг решили обратиться в суд и попенять на вторжение в их частную жизнь, предъявив список фактических неточностей.

Собственно, об этом и хочется поговорить. Рассерженных вдов поддержал ряд критиков, заклеймивших нерадивых сценаристов «Движения вверх». Дескать, в реальной жизни баскетболист Белов узнал о своей смертельной болезни только после матча, а в фильме это произошло до того. Дескать, в жизни наши советские баскетболисты не боялись играть с американцами, а в картине боятся (хотя свечку-то никто не держал). Ну и так далее.
Конечно, критики – в своем праве. Да и продюсеры дали маху (должны ведь были, недальновидные, предвидеть, что время сегодня такое, что заручаться согласием жен и любовниц надо еще на этапе создания сценария).

Все так. Но как-то тревожит эта наша тяга к предельной исторической точности на игровом экране в ущерб здравому смыслу и духу самой истории. Ну, скажите, какая мне, зрителю, разница, в какой именно момент выдающийся баскетболист Белов узнал о своем недуге?

Обращает на себя внимание и то, что не совсем здоровая тяга эта стала обществу дороговато обходиться. В случае «Движения вверх» она привела к тому, что в картине вместо фамилии легендарного тренера советской сборной Владимира Кондрашина в последний миг возник никогда не существовавший тренер Гаранжин. Вам фамилия Гаранжин о чем-то говорит? Мне – нет. А фамилия Кондрашин говорит. И я очень сомневаюсь, что в ближайшие несколько десятилетий кто-то решится снимать еще одну картину о Кондрашине, а он ведь стоил того, чтобы о нем сказать пару добрых слов.

Так что низкий вам поклон, бдительные блюстители правды!

История свидетельствует: правда у всех — своя. Солдаты, воевавшие на фронте, интерпретировали одни и те же события по-разному. Вот и присутствовавший на премьере участник той легендарной игры в Мюнхене баскетболист Иван Едешко, вошедший в историю за счет своего «золотого паса» Александру Белову, картиной остался вполне доволен. Он, кстати, консультировал фильм. И его, в отличие от критиков, ничего в сценарии не резануло. Для него картина вполне правдива, потому что «сохранила потомкам дух игры». Кстати, основой для сценария стала книга, написанная другим участником советской сборной — Сергеем Беловым, посекундно рассказавшим о знаковой игре в мемуарах.

Но на самом деле за придирками к «Движению вверх» угадывается любопытный процесс. Несколько последних десятилетий общество судорожно металось в поисках национальной идеи, а российское кино металось в поисках «героя нашего времени», которым можно было бы восхищаться. Партийная идеология канула в Лету. Граница понятий «хорошо — плохо» размылась, мы стали определять ее ощупью, в меру собственного воспитания. И как результат — положительный отечественный герой на долгое время покинул отечественный экран. Новые духовные ценности в период «цензуры тугого кошелька» обрести не просто.

Вот и стало общество разворачиваться к проверенным временем образцам величья духа, ища их в собственной истории. Величье образцов непременно должно проверяться временем, сепарирующим великое от сиюминутного. На российском экране чередой стали появляться фильмы про героические будни наших бывших и нынешних земляков — космонавтов, адмиралов, врачей, метеорологов, хоккеистов, поэтов.

И тут же возник конфликт: с одной стороны, мы истосковались по присутствию на экране узнаваемых людей, живущих по соседству, а с другой — каждый хорошо знает, какими эти соседи были. И — розочка на торте! – каждый не только помнит, но еще и прекрасно знает, как правильно про них снимать фильмы. Точнее, не как правильно снимать собственный фильм, а как уже снятое чужими талантливыми руками кино скорректировать и углубить.

Ну, скажите, откуда в русском человеке эта страсть самоутвердиться за счет талантливого соседа? Откуда это вечное желание внести свои «пять копеек» во все на свете, походя угробив то, что было сделано добротно и не тобой? Предполагаю, что тут возникнет контраргумент «как раз в не-добротности». А как тогда быть с аргументом, что до фильма «Движение вверх» так выразительно, ярко, размашисто баскетбол в мировом кино вообще еще никто не показывал?

Конечно, можно любой художественный допуск довести до цугундера и до усредненной «исторической правды», написанной в «Википедии». Главное ведь – высказаться, да? И оставить свой собственный след в истории! Ну, чтобы было, как в том анекдоте: великие умирают, и мне тоже что-то нездоровится.

Елена Булова.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x