КАРТЫ, ДЕНЬГИ, БАНКОМАТ

Ошибки в финансовых операциях, к сожалению, случаются. Как выйти из затруднительной ситуации без потерь?

Роковая оплошность

Предположим, вы отправили деньги родственнику, но при вводе реквизитов ошиблись. Можно ли исправить ошибку?
Мало кто знает, что для номеров счета или карты применяется специальное кодирование, операция по ошибочному номеру обычно сразу отклоняется, вероятность, что ошибочный номер «впишется» в формулу кода, чрезвычайно мала. Но нельзя исключать ситуацию, когда в записной книжке или телефоне у вас записано несколько номеров, и вы просто нажали не на ту строчку при переводе по номеру телефона или случайно ввели номер счета другого человека.
Если вы перевели деньги по номеру счета, возможно, что они еще не ушли из банка: такие переводы могут занимать от нескольких минут до трех дней. И тогда банк просто отменит операцию.
Не теряя времени, нужно сразу зайти в интернет-банк или непосредственно позвонить в кредитную организацию, чтобы отменить перевод. При звонке, скорее всего, придется ответить на вопросы оператора: назвать паспортные данные, кодовое слово, адрес, получателя, сумму и дату перевода.
Но деньги могут уйти на счет получателя и быстро. А переводы по номеру карты или телефона всегда уходят мгновенно. Что тогда?
Не исключено, что номера счета, карты или телефона, который вы случайно набрали, просто не существует. Тогда перевод по номеру счета попадет на специальный счет внутри банка и автоматически вернется отправителю. Когда именно – можно уточнить у оператора. А если деньги отправлены по номеру карты или телефона, банк сразу же сообщит вам, что не может выполнить перевод.
Сложнее, если деньги ушли из банка и были получены реальным человеком. В этом случае без его согласия их вернуть не удастся. По закону он становится их владельцем. Но по закону ошибочное получение (присвоение) денег считается незаконным обогащением. Получатель обязан их вернуть, если знает реквизиты отправителя: номер счета, карты или телефона.
Придется посетить банк и составить письменное заявление о возврате ошибочного платежа. Попросите выдать вам квитанцию о совершенном переводе и сделать копию заявления с отметкой, что банк его принял.
Возвращать деньги, переведенные по поручению клиента, банк не обязан. Но может проконсультировать насчет дальнейших действий.
Если деньги были получены организацией, найдите ее контакты и свяжитесь с бухгалтерией. Скорее всего, вас попросят написать заявление, к которому нужно приложить копию вашего заявления в банк с его отметкой и квитанцию о проведенной операции. Эти же документы можно предъявить и частному лицу или переслать ему их сканы по электронной почте.
Если получателя найти не удалось, или он отказывается вернуть деньги, обращайтесь в суд на основании статьи 1102 Гражданского кодекса РФ об обязанности возвратить неосновательное обогащение.

А если технический сбой?

Иногда при снятии наличных в банкомате происходит технический сбой – сумма выдана не полностью, а со счета списана в полном объеме.
Возможно, в банкомате закончились деньги, а он «подумал», что они выданы. Деньги могли замяться и застрять где-то внутри устройства. А еще бывает, что из-за нарушения связи прервался контакт с процессинговым центром. Такие ситуации крайне маловероятны, но все равно нужно знать, что делать.
Для начала стоит немного подождать: иногда встречаются «тугодумные» банкоматы, которые работают медленно. Проверьте, не застряли ли деньги в отсеке выдачи банкнот. Если их не видно или не получается достать, звоните в банк – телефон должен быть указан на самом аппарате. Сообщите оператору номер банкомата. Если не знаете, где его искать, оператор подскажет.
Если же банкомат принадлежит не тому банку, где выпущена ваша карта, а другому, стоит тут же позвонить и в свой банк по телефону, указанному на оборотной стороне вашей карты.
Чтобы вернуть деньги, нужно обратиться в свой банк с заявлением о спорной операции по карте, указав в нем номер банкомата, сумму, дату и время неудачной операции. Не забудьте добавить, что вы уже сообщили о ситуации по телефону. Приложите к заявлению чек, если банкомат его выдал.
По заявлению банк должен провести проверку: посмотреть записи камер видеонаблюдения, проверить программное обеспечение банкомата, вскрыть его, пересчитать наличные и сверить все операции по электронному журналу. Если проверка подтвердит ваше заявление, деньги должны вернуть на ваш счет. О принятом решении банк вам сообщит.
Не исключена и обратная ситуация: вы решили положить наличные деньги на карту, банкомат забрал их, но на ваш счет они так и не поступили. Банкомат при этом может «зависнуть», или же на экране появится сообщение о неисправности. Причиной может стать опять-таки технический сбой или разрыв связи с процессинговым центром.
Действовать нужно аналогично: сфотографировать экран банкомата, сообщить о случившемся в банк по телефону и подать заявление о спорной операции.
Банк проведет расследование и, если все подтвердится, примет решение о возврате денег, о котором должен вас проинформировать. Точные сроки возврата законодательством не установлены, но обычно это занимает не более двух недель.
А что делать, если банкомат «съел» карту и не отдает? Здесь многое зависит от причины. Конечно, как и в предыдущих случаях, возможны технический сбой или проблемы со связью. Но, может быть, вы сами трижды неправильно ввели ПИН-код или просто не успели забрать карту вовремя (банкомат отводит на это от 20 секунд до 1 минуты). Или проблема в самой карте: истек срок ее действия или она заблокирована. Во всех этих случаях банкомат забирает карту и отправляет в специальный отсек.
Проще всего решить проблему, если банкомат находится в помещении банка. Обратитесь к его сотрудникам, они откроют банкомат и достанут карту.
Если отделение банка закрыто или банкомат находится вне офиса, звоните на горячую линию кредитной организации по телефону, указанному на корпусе аппарата. Оператор передаст информацию специалистам, которые обслуживают банкомат, и они извлекут карту. Также он сообщит, в каком отделении можно будет ее забрать, предъявив паспорт. Если же банкомат принадлежит не вашему банку, а другому, уточните сразу, какие еще нужны документы. С вас могут, например, потребовать справку, подтверждающую, что вы – владелец карты. Получить ее можно в банке, который выпустил карту.

Золотой дождь

Получив СМС-сообщение о зачислении на ваш счет крупной суммы, не спешите радоваться. Если вы не ждете никаких поступлений от друзей, родственников или из других источников, возможны варианты.
Например, кто-то прислал вам деньги по ошибке, перепутав реквизиты или номер телефона. Такие случаи мы подробно рассматривали в начале статьи, только теперь вы поменялись ролями. Или же СМС прислали мошенники, и тогда это только начало операции по отъему ваших денег.
Прежде всего нужно удостовериться, точно ли деньги поступили на счет, или это ложное сообщение. Проверить баланс и посмотреть последние переводы можно в онлайн-банке или мобильном приложении банка.
Если деньги действительно поступили, стоит запросить в банке выписку со счета. В ней будут указаны данные частного лица или название компании. Если они вам знакомы, можно легко выяснить, что это за перевод. В случае явной ошибки можно попросить банк отправить деньги обратно.
Если же сумма на счете не изменилась, значит, вы имеете дело с мошенниками. При помощи виртуальных АТС они могут подделывать телефон банка в СМС-сообщениях. После этого события могут развиваться по двум основным сценариям.
Вам позвонят, сообщат, что ошибочно сделали перевод по телефонному номеру, рассыплются в извинениях и попросят перечислить деньги обратно. Если вы поверите и, не проверив счет, выполните просьбу, то потеряете деньги, и банк не поможет их вернуть: ведь перевод вы сделали сами, добровольно.
Также мошенники могут представиться сотрудниками банка, сказать, что по вашей карте пытаются провести подозрительную операцию, предложить перепроверить реквизиты и под этим предлогом выяснить ваши секретные платежные данные: CVV/CVC-код с обратной стороны карты или коды из СМС.
Заместитель начальника отдела защиты информации Главного управления Банка России по Центральному федеральному округу Дмитрий Ибрагимов:
«Все платежные операции требуют внимания. Из-за ошибки в реквизитах, номере телефона, неправильно набранного ПИН-кода или вовремя не вытащенной из банкомата карты вы можете потерять значительное время, а в некоторых случаях – и деньги. Если же вы поддадитесь на уловки мошенников – потеря денег гарантирована. Настоящий сотрудник банка никогда не будет спрашивать номер вашей карты или кодовое слово – они ему известны, так как значатся в вашем договоре с банком. И уж тем более он не будет требовать у вас пароль и CVC-код, торопить и запугивать. Если такое происходит с вами, это верный признак мошенничества. Положите трубку и в случае необходимости самостоятельно наберите номер банка, который значится на обратной стороне вашей карты».

Василиса КРАВЧЕНКО.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x