ГДЕ ЖИЛА ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ И ПОЧЕМУ ЛЕВ ТРОЦКИЙ ЗАБРАЛ СЕБЕ ЧУЖУЮ КВАРТИРУ?

Доходный дом Перцовой

Вот послушайте, дорогие читатели, расскажу я вам  историю про дом сказочный! Впрочем, несмотря на неофициальное название «Дом-сказка», здание невероятной красоты носит и более прозаичное название — «Доходный дом Перцовой». Расположен красивый теремок  в самом центре Москвы. Любоваться высокими узкими крышами и  рассматривать сказочные сюжеты из майолики, украшающие  здание, можно бесконечно. Это шедевр архитектуры,  дом-история, где уникально все:  авторы,  хозяева,  жильцы.

Доходный дом Перцовой

Петр Перцов был знаменитым инженером-путейцем. С юных лет увлекаясь живописью и имея тонкий художественный вкус, он решил воплотить  идею строительства своего особняка со всей своей любовью к русскому искусству и с большим размахом, благо финансовые возможности это позволяли. Место для стройки было очень удачным – с видом на Москву-реку и храм Христа Спасителя. К постройке дома Перцов приступил с завидной ответственностью — на составление проекта им был учрежден конкурс, в жюри которого входили выдающиеся мастера российской архитектуры и искусства: Виктор Васнецов, Федор Шехтель, Василий Суриков, Василий Поленов,  такжебыл учрежден специальный призовой фонд.

За основу был взят эскиз художника-архитектора Сергея Малютина, который Перцов выбрал из множества самых разных вариантов. Кстати, сам Малютин был человеком многогранным и очень талантливым: преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества, работал как художник-иллюстратор (например, оформлял сказки Пушкина), а еще считается, что именно он расписал первую русскую матрешку.

На купленном  участке у реки уже стояло трехэтажное  здание-коробка, его не стали сносить, а надстроили четвертый этаж, со стороны набережной добавили особняк, а с переулка – новый корпус. Весь комплекс  объединили высокими треугольными крышами, балконами и всевозможными декоративными элементами. В проекте удачно сочетались модерн и традиции русского зодчества. В итоге дом получился очень оригинальным и красивым – «в сказочно-былинном стиле», как выражался сам Перцов. Дом хозяин записал на имя супруги Зинаиды, она же занималась управлением. Отсюда и двоякое название дома: Перцова-Перцовой.

Богатая пестрая майолика украсила главный подъезд, а также стены и фронтоны. Здесь можно увидеть и образ славянского языческого бога солнца Ярилы, и божеств Велеса и Перуна, изображенных в обличье медведя и быка, и вещую птицу (тоже известный древнерусский персонаж), и много других интересных существ. Примечательная история украшений: в Москве существовала некая фирма «Мурава», организованная молодыми художниками Строгановского училища: талантливыми, готовыми проявить свои креативные способности, но, к сожалению, малоизвестными. Перцов не прогадал, доверив заказ этой фирме. Молодые художники смогли реализовать свой могучий творческий потенциал, учитывая при этом все пожелания и вкусы клиента.

В большом окне ниши вставлено цветное, исполненное по рисунку Врубеля стекло с изображением «Въезда победителя». Балкон, выстроенный в виде избушки, поддерживают то ли крокодилы, то ли драконы, то ли морские коньки. Внутренняя отделка помещений поражала красотой и изысканностью. Изразцовые печи, резьба, курительные комнаты в восточном стиле, мебель из красного дерева.   Стены столовой резались из дуба, а арки, наличники и карнизы — из березы. Посудный лифт для спуска кушаний из кухни в буфет при столовой был отделан в виде изразцовой майоликовой печи. Квартира самих хозяев была отделана панелями из красного дерева. В комнатах и коридорах размещались полотна знаменитых художников.

При строительстве дома были соблюдены и требования заказчика относительно современных технологий. В доме отсутствовали деревянные перекрытия. Электрическая проводка, водопровод, канализационные коммуникации были тщательно скрыты. В здании имелось восемнадцать лифтов, телефоны, ванны, как индивидуальные, так и общего пользования, и даже читальня для жильцов. Кроме частных квартир, в доме разместился магазин кондитерских изделий «Миньон»- помните, в поэме  А. Блока некая дамочка «шоколад Миньон жрала»?

В доме было обустроено множество квартир на любой вкус, предназначенных для сдачи внаем, в зависимости от финансовых возможностей жильца. Сам Перцов поселился здесь же, заняв три этажа, и у его квартиры был отдельный подъезд. Поселился здесь и автор проекта – Малютин. К сожалению, во время наводнения 1908 года его квартиру затопило и большая часть полотен талантливого художника пострадала. Супруга его, пытаясь во время наводнения спасти имущество и картины, простудилась и вскоре умерла. В общем, «сказочный» дом не принес своему создателю счастья.

Был у дома еще один необычный жилец. Подвальное помещение  занимал театр-кабаре «Летучая мышь». Это было культовое и знаменитое по тем временам место, в котором собиралась вся московская театральная богема начала 20-го века. Говорят, что эффектное название заведению его владельцы, актер-режиссер Никита Балиев и нефтепромышленник Николай Тарасов, дали неспроста. Когда они впервые спустились  в подвал, им навстречу вылетела летучая мышь. Спектакли «Летучей мыши» славились свободой в самовыражении, веселыми пародиями. В кабаре было установлено правило: никто ни на кого ни за что не обижается. В театре выступали все мхатовские знаменитости, гении сцены: Василий Качалов изображал циркового борца, а Ольга Книппер-Чехова — парижскую шансонетку. В театр мечтал попасть весь бомонд (вход исключительно по спецприглашениям) — от Константина Станиславского и Евгения Вахтангова до Федора Шаляпина и Леонида Собинова.

Еще одно знаменитое творческое сообщество тоже обитало в сказочном «теремке»: после революции в доме жили члены объединения художников-авангардистов «Бубновый валет» — Александр Куприн (тезка знаменитого писателя), Петр Кончаловский, Василий Рождественский. Эти молодые и дерзкие живописцы смело экспериментировали в творчестве,  отходя от академических норм. В начале прошлого века «бубнововалетовцев» считали художниками-бунтарями, а сейчас они признаны классиками авангарда.

После революции, после того как здание национализировали, добропорядочных жильцов, артистов и художников разогнали. На красоту дома и роскошь интерьеров «запал» Лев Троцкий.  Одного из жильцов, некоего Позднякова,  быстренько расстреляли как врага революции, и неслучайно. Квартира Позднякова из четырех громадных комнат была весьма примечательна: самая большая комната была превращена в ванную, пол и стены были затянуты черным сукном. Посреди комнаты, на специально сооруженном помосте, помещалась громадная черная мраморная ванна (вес 70 пудов). Вокруг ванны горели светильники. Огромные стенные зеркала отражали со всех сторон сидевшего в ванне. Другая комната была превращена в зимний сад: паркет, засыпанный песком, зеленые растения и садовая мебель. Гостиная была вся в тигровых шкурах  и уставлена художественной мебелью из карельской березы. Через время Троцкий перебрался в бывшие апартаменты семейства Перцовых, присвоив себе  мебель, антиквариат, редкие картины, скульптуры и вещи бывших владельцев, а в шикарных комнатах устраивал официальные приемы иностранных гостей. Позднее Троцкий переехал в личную квартиру Перцовых. В этой квартире был дан пышный прием для английского дипломатического корпуса, и дипломаты очень восторгались изумительным вкусом Троцкого, даже не догадываясь, откуда эта роскошь и чья она на самом деле. Троцкий прожил здесь вплоть до эмиграции в Мексику.

Самого же Петра Перцова с приходом советской власти постигла драматическая судьба. На момент революции он входил в группу хранителей ценностей храма Христа Спасителя, и, когда в начале 1920-х годов в стране развернулась масштабная кампания по изъятию и ликвидации церковного имущества, Перцов открыто выступал против уничтожения предметов искусства. Вместе со священниками, учеными, представителями интеллигенции он стал фигурантом судебного процесса над «церковниками», в ходе которого были осуждены более ста человек. От расстрела его спасла амнистия – в связи с годовщиной революции смертную казнь заменили на тюремное заключение. Через несколько лет бывшего домовладельца освободили. Оставшиеся годы он прожил в крошечной комнатке столичной коммуналки, в полной нищете, а его талант и опыт выдающегося инженера-путейца советским властям оказался не нужен…

В пятидесятых годах прошлого века здесь, кроме всего прочего, находилось общежитие привокзального почтамта, позже – всевозможные центры, офисы, клубы, даже  почта и прокуратура центрального района!

Сейчас «Доходный дом Перцовой» находится в ведомстве Главного управления по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России.

Михаил Ковалев.

Фото автора.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x