«ПРОФЕССОР» СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ

Сегодня юбилей, 75 лет, отмечает человек с удивительной судьбой и характером – Борис Анатольевич Подливаев, профессор, мастер спорта СССР по греко-римской борьбе, заслуженный тренер России, автор более 250 научных работ и учебников и монографий для тренеров по спортивной борьбе, эксперт Федерального центра подготовки спортивного резерва в Министерстве спорта РФ, ученик всемирно известных советских ученых Н. А. Бернштейна, А. Д. Новикова, В. М. Зациорского, В. В. Давыдова, уважаемый во всем мире теоретик и практик спортивной борьбы.

Накануне дня рождения Бориса Анатольевича у нас состоялся интересный разговор о его жизни, спортивной науке и многом другом. Борис Анатольевич глубоко порядочный человек и, несмотря на свои достижения, очень скромный.

– Борис Анатольевич, разрешите поблагодарить вас за время, которое вы нашли в своем графике для разговора с нами. Первый вопрос, довольно необычный: какие чувства возникают у человека, который слушает стихи о себе?

– Не знаю, никогда не слышал. Когда я читал стихи другим – им было приятно.

– Как вы пришли в греко-римскую борьбу?

– Я родился и жил в подмосковном городе Подольске в районе Красная Горка. В те годы жизнь подростков проходила на улице. Мы жили в частных домах, и среди соседей были спортсмены. Они были заводилами. Собирали нас, «пацанву», и мы играли в футбол, городки, лапту. Потом появился Володя Кузовкин с двумя парами боксерских перчаток, и мы, кто постарше (14 – 15 лет), занялись боксом. У меня неплохо получалось. Был призером города. Но в душе не было особой тяги к этим занятиям, поскольку не очень переносил кровь от разбитых носов. И вот в 1962 году появился тренер по греко-римской борьбе, Станислав Мигалин, закончивший в тот год ГЦОЛИФК. Я понял, что это мое.

– Почему в конце 60-х вы выбрали именно институт физкультуры?

– После 7-го класса я поступил в Подольский индустриальный техникум на специальность «техник-электрик по электрооборудованию промышленных предприятий». Окончил с отличием и получил направление в МЭИ. Во время учебы в техникуме я работал на заводе «Микропровод» электрослесарем 6-го разряда. Главный энергетик завода Ю. П. Касаткин был у меня научным руководителем дипломной работы. Он и уговаривал меня идти по его стопам. Но к тому времени я уже был кандидатом в мастера спорта по греко-римской борьбе. Тренер нас часто возил на тренировки и соревнования в ГЦОЛИФК на улицу Казакова, 18. И спорт оказался более притягательным занятием.

– Самые яркие воспоминания об Олимпиаде-80?

– Это было чудо, настоящая сказка. Я за год до Олимпиады попал в группу «АСУ Олимпиада-80» под руководством В. С. Родиченко. Группа отрабатывала новую информационную систему на основе «Минск-22». В то время это был прорыв. В 1979 году мы отрабатывали эту технологию на Спартакиаде народов СССР. На Олимпиаде я был в составе судейской группы на взвешивании в Олимпийской деревне. Жили по соседству в студенческом общежитии и вечером проводили время в Олимпийской деревне. Это был потрясающий праздник молодости, красоты, свободы. До этого нечто подобное оставалось в памяти от Фестиваля молодежи в Москве. Но тогда мне было всего 10 лет, и меня брали туда пару раз старшие.

– Первые шаги на пути в научную спортивную среду?

– После техникума учеба в институте показалась мне довольно легким делом. Но буквально с первого курса, сразу после осенней работы на полях (сбор урожая картофеля), в актовом зале института по средам для студентов всех курсов в рамках университета культуры читали лекции ведущие ученые спортивной науки страны. Между собой мы, студенты, отнеслись поначалу к ним прохладно. Но первую же лекцию в октябре 1965 года нам читал удивительный человек с трудной судьбой, крупнейший ученый современности Николай Александрович Бернштейн. Потом я попал в научную школу Владимира Михайловича Зациорского. Поступил в аспирантуру, защитил диссертацию. Первая научная статья по проблемам развития взрывной силы была опубликована в 1968 году в бельгийском журнале, когда я учился на 3-м курсе. Каждый вторник в нашей школе проходили семинары, на которых мы, ученики Зациорского, должны были выступать. И при этом Владимир Михайлович заставлял нас учиться – курсы инженеров-программистов, радиоэлектроники, проходили стажировку у ведущих профессоров института – Н. И. Волкова по биохимии, Я. М. Коца по физиологии, В. Л. Карпмана по спортивной медицине и при этом продолжали тренироваться и выступать на соревнованиях. Такие школы уже в прошлом. В прошлом, к сожалению, и спортивная наука.

– В современной России спортивная наука совсем исчерпала себя?

– До недавнего времени я считал, что утратила себя, и мне было очень грустно от этого, но это было, пока я не познакомился с Линой Наильевной Барышниковой, директором Международного издательского дома спортивной литературы и школы тренеров Performing Forward. Ее работа не просто потрясает своей масштабностью, продуманностью, наполненностью. Она по крупицам со всего мира собирает утраченные знания, систематизирует методики тренировок, преобразует в современные книги с фото/видео и обучающие дистанционные курсы, у нее своя образовательная платформа и достаточно солидная компания, работает со многими странами. Я видел все ее книги и многие курсы, состою в чате тренеров. Такая работа, конечно, достойна уважения, и я желаю этому человеку дальше продолжать свою нелегкую деятельность.

– Как вы познакомились с издательством спортивной литературы Performing Forward? И каковы планы по дальнейшему сотрудничеству?

– Я зашел по поводу издания книги «Женская вольная борьба» в издательство «Спорт», и руководитель издательского холдинга В. Л. Штейнбах попросил меня встретиться минут на 20 – 30 с руководителем издательского дома спортивной литературы Performing Forward Линой Барышниковой. Мы с этой женщиной с горящими глазами проговорили около четырех часов и говорили бы еще, если бы нас не попросили покинуть помещение, поскольку рабочий день уже давно закончился.

Мне очень хочется успеть написать и издать несколько книг как дополнение к подготовленным к изданию типовым программам по греко-римской и вольной борьбе для этапа начальной подготовки. В планах также три книги как продолжение монографии «Женская вольная борьба» – «Практический курс физической подготовки», «Практический курс базовой технико-тактической подготовки» и «Практический курс психологического сопровождения подготовки борцов». Очень надеюсь успеть.

– Не так давно была опубликована в научном журнале университета Лесгафта ваша статья совместно с Линой Барышниковой. Планируете ли вы дальнейшие совместные публикации?

– Лина Наильевна попросила меня выступить в роли ее научного консультанта. Я с удовольствием дал на это согласие. Повторюсь. Я очень люблю людей, как я говорю, с горящими глазами, увлеченных своим делом. Мне везет на таких людей, которые помогают мне жить и что-то делать полезное. Надеюсь, что статьи, которые мы готовим сейчас с Линой Наильевной, будут полезны для тренеров и научного сообщества.

– Ваши комплексные целевые программы по подготовке борцов используют только в России или и за рубежом?

– Я был автором ЦКП к Олимпийским играм 1996 – 2016 гг. И конечно же, они используются во многих странах, и, к сожалению, иногда гораздо более эффективно.

– Ваши жизненные принципы взяты из спорта или не только? И каковы они?

– Они взяты из моего понимания нашего предназначения в этой жизни. По-моему, мы здесь для того, чтобы беречь и совершенствовать этот мир через совершенствование себя. Моя вера в Бога состоит в том, что Бог как Высший космический разум состоит из нас как своих частиц, а мы как его частицы способны творить то, что приписываем ему. То есть все. Но для этого мы должны в это верить, иметь великую цель и быть готовыми отдать все на ее достижение. Так рождаются герои – в спорте, науке, искусстве. Об этом старался говорить спортсменам, об этом говорил студентам и ученикам.

– Академия спортивной борьбы – в нескольких предложениях?

– Спортивный, образовательный, культурный центр, предназначенный для поиска, внедрения и развития современных технологий в области физической культуры, спорта, их сохранения в культурном наследии – книгах, кино, других информационных ресурсах.

– Какой лично ваш вклад более чем в сотни медалей борцов на разных международных соревнованиях?

– В олимпийском цикле 1996 – 2000 гг. в сборной команде у меня была должность «старший тренер по планированию и научно-методическому обеспечению подготовки спортсменов». Мои функции заключались в том, что я разрабатывал планы подготовки, пытался довести эти планы и задачи, которые нужно было решать, до понимания тренеров и спортсменов. У нас это получилось. Во многом благодаря тому, что у нас собралась тогда мощная команда под руководством Д. Г. Миндиашвили. Потом эту должность упразднили, я был старшим тренером, руководителем комплексной научной группы (КНГ), занимался тем же самым – старался сделать понятной и осмысленной программу подготовки. Эта должность близка и к работе психолога.

– Вы профессор кафедры теории и методики борьбы и восточных единоборств Российской государственной академии физической культуры. Как в жизни происходит переход от теории к практике? Можно на конкретном примере.

– Вопрос непростой. Одним из условий успешного перехода от науки к практике является уровень теоретической подготовленности тренеров и соответственно спортивной подготовленности научных работников. Интерпретация научных данных до уровня понимания тренеров и тем более спортсменов – дело сложное, и подобных специалистов крайне мало. Особенно в последние 15 лет, когда в России перестали готовить тренеров после перехода на подготовку бакалавров. Это привело к тому, что многие молодые тренеры не способны составить конспект тренировочного занятия и не понимают смысла разминки. Ну а в качестве примера могу рассказать о подготовке к Олимпиаде в Сиднее. Мы тогда ввели в подготовку круговые тренировки с жесткими интервалами. К олимпиаде готовился Мурад Умаханов. Талантливый спортсмен, но недостаточно выносливый. На чемпионате Европы и чемпионате мира накануне Олимпиады в 1999 году он доходил до финала, а в финале, выиграв первый период с разницей в 6 баллов, проиграл на ЧЕ 8 баллов украинскому борцу Э. Тедееву, а на ЧМ проиграл во втором периоде 9 баллов американцу. Обсудили ситуацию. Я объяснил, в чем причина. Он пропускал круговые тренировки из-за того, что никогда не работал со штангой. Мы заменили Мураду на некоторое время зарядку на освоение упражнений из комплекса КТ. Потом стали осваивать методику этих тренировок. В результате Мурад через полгода уверенно выиграл лицензионный турнир, вошел в состав олимпийской команды и уверенно выиграл Олимпийские игры. Подобных примеров можно приводить много. Но это тонкая индивидуальная работа, о которой не принято говорить.

– Обращается ли к вам нынешнее поколение тренеров за советом и научными обоснованиями и как происходит преемственность поколений?

– Общая тенденция прихода в команду бывших спортсменов, недостаточно образованных, и практическое отсутствие специалистов привело, к сожалению, к разрыву между наукой и практикой. А помочь и научить можно лишь тех, кто хочет учиться и совершенствовать себя. Многим тренерам как раз и не хватает духовности, понимания важности самосовершенствования.

– Экспертный методический совет Министерства спорта РФ по спортивной подготовке – что это такое и каковы его задачи?

– Задачи этого органа – снять серьезные проблемы в методическом обеспечении подготовки спортивного резерва. На сегодняшний день по многим видам спорта отсутствуют типовые программы спортивной подготовки. И даже имеющиеся программы переиздавались с периодичностью раз в 15 – 20 лет. В нашей стране практически нет программ спортивной подготовки для этапа начальной подготовки, на котором как раз закладываются интерес и мотивация к занятиям спортом, и в целом мало литературы о спорте для детей. Нуждаются в обновлении федеральные стандарты спортивной подготовки.

– Более 250 ваших работ, 18 защищенных кандидатских диссертаций под вашим руководством, 15 видеофильмов с анализом крупнейших соревнований по вольной борьбе – такой вклад в спортивную науку трудно не оценить. Но все же – ваши планы на ближайшую пятилетку?

– Хотелось бы быть востребованным и успеть сделать то, о чем я сказал выше.

– Если можно – немного о семье, увлечениях и книгах, которые читаете. Фильмы, которые смотрите.

– У меня дочь и внук. Дочь закончила  ГЦОЛИФК и проработала в одном фитнес-клубе, является известным специалистом в этой области. Сейчас из-за проблем со зрением читаю мало, в основном слушаю. Из последних – «Сто лет одиночества» Маркеса и «Учение о воплощении желаний» Эстер и Джерри Хикс, последнюю книгу прослушал по рекомендации Лины Барышниковой, очень впечатлила. Естественно, просматриваю научные журналы.

Фильмы смотрю редко. Я очень любил кино. Посещал кинофестивали и закрытые просмотры лучших фильмов, и у меня сейчас ощущение, что я все уже видел. Иногда смотрю мелодрамы. А в целом раздражают глупость, цинизм, мерзость, которая так полюбилась современным режиссерам. Практически в каждом фильме, даже в дневное время, раздевают, убивают, насилуют, унижают и разговаривают матом – это стало в некотором роде шиком.

Мы теряем духовность, и очень многие превращаются в рабов – традиций, условностей, циничных и безнравственных начальников… Очень жаль.

Беседовал Владимир Сабадаш.

Фото: сайт Министерства спорта РФ, личный архив Б. А. Подливаева.

 

 

Борис Анатольевич Подливаев

Добавить комментарий