РЕЖИССЕР АНДРЕЙ МАКСИМОВ: ЭТА ИСТОРИЯ НАПОМИНАЕТ ЗНАМЕНИТЫЙ ФИЛЬМ «НЕПРИСТОЙНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

В Театре имени  Моссовета на сцене «Под крышей» известный театральный режиссер Андрей Максимов репетирует  новый  спектакль по пьесе «Гроза прошла». Премьера назначена на 6 марта. Наш театральный обозреватель поинтересовалась у  мастера, что заставило его обратиться к  прозе столь сложного автора, как Дмитрий Мережковский, и к такому любопытному, несколько выпадающему из общей линейки  произведений Мережковского  материалу.

– Как ни странно, – рассказывает режиссер Андрей Максимов, – эта история сильно напоминает знаменитый фильм «Непристойное предложение». Но пьеса, конечно, написана много раньше. Она меня затронула тем, что, с одной стороны, в ней есть интересное и удерживающее внимание лихо закрученное действие, а с другой стороны, автором невероятно глубоко прописаны характеры. Кстати, первое название пьесы – «Писатель».  Главные герои – писатель и скульптор – люди, которых современным языком сегодня назвали бы «представителями бомонда». Главный вопрос, который поднимается в этом произведении, мне показался очень актуальным, потому что это – ответственность людей за собственную жизнь.

Творчество драматурга Дмитрия Мережковского у нас, к моему огромному сожалению, мало известно. Меж тем он яркий представитель Серебряного века, он вошел в историю как один из основателей русского символизма, как основоположник нового для русской литературы жанра историософского романа, как выдающийся эссеист и литературный критик. Мережковский, начиная с 1914 года, 10 (!) раз номинировался на Нобелевскую премию по литературе.

Лично я его ставлю на один уровень с Львом Николаевичем Толстым. И убежден, что только его радикальные политические взгляды, ненависть к советской власти на 70 лет вычеркнули его из русской литературы. Хотя даже оппоненты признавали в нем выдающегося писателя, жанрового новатора и одного из самых оригинальных мыслителей-философов XX века.

Пьеса, которую мы ставим, действительно несколько выпадает из общего ряда произведений Мережковского. В ней не так много мистики, но – с чеховской силой выписанные характеры и, главное, герои говорят о важнейших вещах: красоте, любви, вере, одиночестве.

Жанр спектакля – «романс».  Музыку пишет замечательный композитор и актер Игорь Карташев. Он же исполняет и несколько песен, скажем так – «за кадром». В «кадре» поет и он, и другие участники спектакля. Заслуженный артист России Игорь Карташев – один из ведущих  артистов. В Игоре есть что-то от людей Серебряного века, стать, порода. Для меня понятие «Серебряный век» — это не время, а жанр. И Серебряный век для меня неразрывно связан с понятием красоты. Те, кто знают Карташева и его актерские работы, поймут, почему я выбрал именно этого артиста, пригласив его на роль интеллигентного и тонкого человека.

Руководство Театра Моссовета – художественный руководитель Евгений Марчелли и директор театра Валентина Панфилова – прислушались к моим доводам и пошли навстречу. Вообще хочу сказать искреннее спасибо руководству театра и за приглашение, и за доброе отношение.

Очень красивый и одновременно метафоричный мир придумала художник-постановщик Анастасия Бугаева, которая, работая над сценографией, использовала шесть занавесов, создав на сцене мир странный и таинственный, в котором будут действовать наши персонажи. Занавесы символичны – так и мы порой, познавая человека, снимаем с его души один покров за другим, и каждый раз человек предстает перед нами в новом свете. Настя создает и очень красивые костюмы.

Наш спектакль – это история любви, любовный треугольник, поэтому столь важно было, кто сыграет главную женскую роль. Это Марина Кондратьева. Когда я видел ее работы на сцене, мне всегда казалось, что в ней есть много невысказанного, она очень хочет все это реализовать на сцене. Но материал, с которым она работала, не позволял этого сделать. И еще она очень глубокий человек, человек необычной судьбы. Своего первого ребенка она родила в шестнадцать лет, и меня глубоко потрясло, что мама и ребенок некоторое время ходили в одну детскую поликлинику, пока она не повзрослела. Отцом его, как и следующих ее детей, стал замечательный актер Алексей Осипов, с которым они живут много лет. Марина – человек думающий, глубоко верующий, а это принципиально важно для исполнения этой роли.

Что касается третьего персонажа в любовном треугольнике – скульптора Арсения Палицына, то эту роль репетирует замечательный, яркий, талантливый Валерий Яременко, который вообще в представлении, по-моему, не нуждается.  (Яременко – первый исполнитель роли Иуды в легендарном мюзикле «Иисус Христос – суперзвезда», крайне востребованный и один из наиболее интересных ведущих артистов Театра имени Моссовета. – Прим. авт.). Недавно я видел его в роли Бекингема в «Ричарде III» – мощнейшая работа, эталон шекспировского персонажа.  Валеру я знаю лет сорок, мы всегда приятелями были, на «ты», но никогда не работали вместе.  Но я всегда поражался его человеческим качествам и актерским возможностям. Он невероятно творческий и креативный человек, многое предлагает, придумывает, находит. Он раскопал стихи Мережковского и доказал, что они непременно должны быть в спектакле, уговорив меня пойти на этот шаг. Да и вообще, все собравшиеся на проекте – люди очень творческие, здесь нет случайных артистов.

В постановке есть еще два артиста, которые исполняют сразу по нескольку ролей, – это Анастасия Тагина и Роман Кириллов.

В этом спектакли мы хотим поговорить со зрителями о вещах вечных. О любви, красоте, вере, ответственности, творчестве. Мы сегодня столь политически наэлектризованы, что, на мой взгляд, такой разговор просто необходим.

Елена Булова.

РЕЖИССЕР АНДРЕЙ МАКСИМОВ

Добавить комментарий