Вчера в Вахтанговском театре на исторической сцене состоялась грандиозная премьера спектакля «Король Лир» по пьесе Уильяма Шекспира. Постановка обещает стать «программным» произведением театра, празднующего в этом году свое столетие. Первые зрители очень высоко оценили новое творение режиссера Юрия Бутусова. Сам он свой выбор шекспировской пьесы считает вполне обоснованным и своевременным.
– Я думаю, – говорит Юрий Бутусов, – что сейчас время Шекспира, время потерь, потрясений, колоссальных изменений в технике, рождения новых «звуков», «смыслов», новая буря.
Позицию Юрия Бутосова подтверждает тот факт, что с театральной сцены, всегда стремящейся к сиюминутности смыслов, мысли Шекспира в XX и XXI веке звучали значительно чаще, чем мысли других драматургов. Притом не только в Англии, но и во всем мире.
– Удивительно, что вечному требованию театра «быть современным» в наши дни более всего соответствует автор, которого по датам жизни никак нельзя назвать нашим современником, – продолжает мысль Юрия Бутусова помощник художественного руководителя Вахтанговского театра по творческим вопросам Дмитрий Трубочкин. – По убеждению многих людей театра, лишь Шекспир сумел дотянуться, а в чем-то и обогнать отцов-основателей трагического театра – Эсхила, Софокла и Еврипида. Мир шекспировских трагедий – это мир космических страстей, сильных чувств и ярких прозрений о судьбах мироздания. Важнейшая его тема – нарушение связи поколений, вспыхнувший раздор между родителями и детьми, состояние «вывихнутого времени» (слова Гамлета), одиночество человека перед взвихренным миром, вновь и вновь посылающим жестокие испытания.
Быть может, ярче всего эта тема раскрыта в трагедии «Король Лир» – одной из четырех великих трагедий, составляющих вершину шекспировского творчества: рядом с нею можно поставить лишь «Гамлета», «Отелло» и «Макбета».
Кстати, Театр имени Вахтангова неоднократно прибегал к произведениям великого драматурга: только за последние двадцать лет это произошло шесть раз. Но и до того на афишах рядом с пьесами Шекспира пестрели первые имена русской режиссуры – Николай Акимов и Борис Захава ставили «Гамлета» в 1932м и в 1958 годах соответственно. Евгений Симонов дважды обращался к пьесам Шекспира в 1956-м («Два Веронца») и в 1971-м («Антоний и Клеопатра»). Ну а нынешний художественный руководитель театра Римас Туминас поставил спектакль «Троил и Крессида» уже в 2008 году.
Что касается творчества Бутусова, то его премьерный спектакль «Короля Лира» в Театре имени Вахтангова – уже десятая постановка Юрия Николаевича по Шекспиру в России, начиная с 2002 года.
В создании нынешнего спектакля постановщику помогали главный художник театра Максим Обрезков, балетмейстер Николай Реутов, а также Александр Сиваев, Александр Матвеев, Андрей Мирный и Евдокия Прошакова.
В спектакле заняты артисты Артур Иванов, Виктор Добронравов, Сергей Волков, Василий Симонов, Валерий Ушаков, Юрий Цокуров, Юрий Поляк, Ян Гахарманов, Денис Бондаренко, Владимир Логвинов, Яна Соболевская, Ольга Тумайкина, Евгения Крегжде.
Елена Булова