СТРАХ ИСЧЕЗАЕТ, АВТОРИТЕТ ПОНИЖАЕТСЯ

Такими являются последние тенденции изменения образа Российской армии в зеркале общественного мнения, выявленные в результате сопоставления многолетних данных исследований ВЦИОМ.

О динамике за последние несколько лет отношения общества к Российской армии на площадке ТАСС рассказал генеральный директор Фонда ВЦИОМ Константин Абрамов:

«На вопрос: «Как вы думаете, существует ли сейчас военная угроза для России со стороны других стран?» в 2014 году 42% наших граждан считало, что таких угроз нет (эти данные мы собирали еще до присоединения Крыма); 52% считали, что существует. Резкий скачок ощущения внешней угрозы произошел в 2015 году: 69% так считали в 2015 году; 68% – в 2017-ом; 66% – в 2018-м».

В 2019 году, по его словам, опять начинает увеличиваться число россиян, считающих, что угрозы не существует.

«По нашим данным, в последние 2 года граждане всё чаще говорят о том, что внешней военной угрозы для России не существует. В декабре 2020 года мы проводили исследование и увидели, что количество людей, которые так считают, стало больше, чем тех, кто придерживается противоположного мнения: 49% россиян считает, что такой угрозы не существует; 44% – что существует», – сообщил Константин Абрамов.

На вопрос «Способна ли наша армия защитить Россию в случае реальной военной угрозы?» в 2013 году 45% ответили: «скорее, да»; 21% – «определенно, да»; 21% полагали, что «скорее, нет». В 2015 году уже 55% наших сограждан говорили о том, что наша армия способна справиться с внешней угрозой, а 37% полагали, что «скорее, да».

После 2015 года динамика доверия населения к армии постепенно снижалась: количество людей, абсолютно убежденных в победе над любым агрессором, сократилось с 55% в 2015-ом до 42% в 2020 году. «Скорее, да» – такое мнение сейчас разделяет 41%.

Еще одним направлением в рамках исследования ВЦИОМ стал анализ изменения отношения россиян к общественным институтам.

«Эта динамика показывает, что происходит изменение отношения россиян практически ко всем общественным институтам, и сводится оно к понижению одобрения их деятельности. Так, если в конце 2016 года 87% респондентов одобряли деятельность Российской армии, то на сегодняшний день такого мнения придерживаются 79%», – отметил Константин Абрамов.

Правда, по скорости падения авторитета армию намного обгоняют правоохранительные органы и РПЦ, что гендиректор Фонда ВЦИОМ объясняет «мощными информационными атаками», которым подвергались в медиаполе эти два общественных института. При этом практически не изменилось за последние годы отношение к СМИ. Правда, число одобряющих их деятельность лишь на 4% превышает процент, не одобряющих ее.

Если говорить об общественном доверии к министру обороны Сергею Шойгу, то его уровень, по словам Константина Абрамова, продолжает оставаться одним из самых высоких:

«Он продолжает оставаться одним из самых популярных политиков и эффективных министров, по мнению российских граждан, но его поддержка и доверие к нему тоже несколько снизились за последнее время (на конец 2020 года его деятельность одобряли 78%; в 2015 году было 88%).

При этом за последние годы увеличивается процент россиян, плохо информированных о положении дел в вооруженных силах, о проблемах армии: так, если в 2018 году таких было 36%, то в 2019-ом – уже 49%, 46% – в 2020-м».

Как пояснил Константин Абрамов, уровень осведомленности падает из-за того, что армия становится всё более закрытой в информационном поле для наших граждан. Однако несмотря на снижающийся уровень информированности, большинство россиян уверены в том, что состояние Российской армии хорошее или очень хорошее: в 2017 году так считали 62% наших сограждан; в конце 2020 года – 51%. То есть по этому показателю тоже отмечается снижение, которое происходит, несмотря на постоянные заявления правительства о появлении новых видов вооружения.

Отмечаемая тенденция по снижению уровней доверия и информированности закономерно привела к тому, что постепенно начинает уменьшаться и количество желающих связать свою жизнь со службой в армии. На вопрос «Хотели бы вы, чтобы ваш сын, муж, брат служил сейчас в армии?» в 2017 году утвердительно ответили 68% респондентов, а сейчас – 52%.

Сергей ИШКОВ.

армия

Добавить комментарий