25 июня Тимур Бекмамбетов отметит свое шестидесятилетие. Накануне, 24 июня, в российский прокат выйдет его новый фильм «Профиль», который уже стал обладателем приза зрительских симпатий Берлинского кинофестиваля. А в мировом прокате остросюжетный триллер «Профиль» появится уже 14 мая.
В центре истории нового технологического триллера – молодая журналистка-фрилансер Эми, которая расследует, как террористы вербуют девушек в интернете для отправки на Ближний Восток. Чтобы разобраться в процессе рекрутинга, она создает фейковый профиль в соцсетях под видом девушки, которая недавно обратилась в ислам. Однажды в ее поддельный аккаунт стучится в друзья один из вербовщиков, с которым у журналистки завязывается общение. Редакция празднует успех и готовится опубликовать сенсационный материал – но неожиданно расследование оказывается под угрозой.
Фильм основан на книге-бестселлере «Я была джихадисткой» французской журналистки, расследовавшей вербовку европейских девушек ближневосточными боевиками.

Критики, уже посмотревшие фильм на Берлинале, отметили и его достоинства, и явные недостатки. Но сегодня – не об этом.
Сегодня хочется поразмышлять над тем, почему «Профиль» стал режиссерским дебютом Бекмамбетова в изобретенном им новом формате скринлайф (действие фильма разворачивается на экранах компьютеров и смартфонов), и каково будущее такого формата.
Сам режиссер считает, что прошедший 2020 год стал переломным для мировой киноиндустрии, и что период пандемии является той самой границей, за которой индустрию неизбежно ждет что-то новое.
– Процесс производства и способ просмотра – все это теперь очень сильно изменится, – говорит Тимур Бекмамбетов. – Но вирус лишь ускорил давно протекавшие процессы: новые идеи и способы доставки контента и так накапливались. Я верю, что все ведущие производители кино, включая онлайн-платформы, обратят внимание на screenlife и начнут снимать фильмы в этом формате. У них просто не будет другого выхода. После пандемии, когда денег у всех станет заметно меньше, производители просто вынуждены будут снимать screenlife-кино.
Тимур Бекмамбетов много времени уделяет кинообразованию, выступая на различных площадках по всему миру и рассказывая о достоинствах изобретенного им формата.
– На сайте Screenlifer.ru есть специальный образовательный раздел, – рассказывает Тимур Бекмамбетов, – там выложены необходимые лекции, в том числе в формате видео.
Как именно изменилась наша жизнь за последнее время и почему киноиндустрии необходимо переходить на новые форматы режисер объясняет на следующем примере.
– Вот как в наше время следует снимать сцену ограбления банка? Если вы хотите показать, как в здание врываются люди с автоматами и требуют отдать им деньги, то от девушек в банке в ответ они услышат: «Ребят, вы ошиблись годом, сейчас у нас уже нет денег, приходить надо было десять лет назад». Мир неотвратимо меняется, а вместе с ним и кино.
Задачу человека, работающего в киноиндустрии на данном этапе Тимур Бекмамбетов видит следующим образом.
– Если не объяснить, что в чатах можно не только быть хейтером, но и признаваться в любви или, например, кого-то спасти, сказав правду, то люди так этого и не узнают, – говорит режиссер. – И тогда интернет действительно останется помойкой, в которой есть место только безнаказанности и безответственности. Наша задача – гуманизировать мир, в котором мы живем.
Сценарий для фильма вместе с Бекмамбетовым написали Ольга Харина и Бриттани Поултон («Они ползут за тобой»). Главные роли в фильме сыграли Валин Кейн («Изгой-один: Звёздные войны. Истории») и Шазад Латиф («Звёздный путь: Дискавери»).
Елена Булова.