ЭТОТ БОЖЕСТВЕННО ГЕНИАЛЬНЫЙ И ЗАГАДОЧНЫЙ ДЮРЕР

Сегодня в Государственном историческом музее открылась выставка «Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры».

Роль Дюрера в истории мирового искусства настолько велика, что искусствоведы с полным правом называют конец XV и первую половину XVI века эпохой Дюрера. Альбрехт Дюрер родился 21 мая 1471 года в Нюрнберге.  Он был третьим из восемнадцати детей  ювелира Альбрехта Дюрера-старшего. Обучение изобразительному искусству Альбрехт-младший начал в 15 лет и всю жизнь с особым рвением осваивал новые направления, стили, технологии, жанры.

Работы Альбрехта Дюрера видел каждый. Это он  изобразил потрясающие до глубины души сложенные в молитвенной мольбе руки. Это он создал множество реалистичных изображений зайцев, ставших его своеобразной визитной карточкой.

Дюрер был гениален и в живописи, и в графике, он одинаково прекрасно создавал портреты, пейзажи и архитектурные сооружения, пропагандировал всестороннее развитие художников и первым среди североевропейских художников стал теоретиком искусства. В 1495-м году он основал в Нюрнберге свою мастерскую, где вплотную занялся изготовлением гравюр на меди и дереве, не забывая и  живопись. Мастер  выполнял множество заказов на портреты, тогда же он создал полотно «Поклонение волхвов» и полиптих «Семь скорбей». Однако именно гравюры приносили ему славу и  достойный доход. Дюрер поднял на уровень высокого искусства мастерство ксилографии.

Обладая разносторонними интересами, Дюрер основал методику сравнительной антропометрии, создал целый ряд трактатов,  посвященных систематизированию теоретических знаний в искусстве, разработал теорию фортификации, оставив свой след в военной инженерии. По заказу императора Римской империи создал «Книгу фехтования» с красочными иллюстрациями. Кстати, сам Дюрер неплохо владел приемами фехтования и борьбы.

Умер Альбрехт Дюрер в 1528 году. После себя художник оставил  богатое творческое наследие. Только рисунков Дюрера до наших дней дошло почти девятьсот!

Выставка «Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры» продемонстрирует собрание из коллекции Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии (Италия) — одной из самых известных художественных галерей Европы — и даст старт масштабному совместному российско-итальянскому проекту под названием «Сокровища музеев Италии в Историческом музее». Проект этот, рассчитанный на несколько лет, призван познакомить российскую публику с жемчужинами европейского изобразительного искусства.

Коллекция печатной графики Альбрехта Дюрера из Пинакотеки Тозио Мартиненго — одна из лучших в мире по качеству отпечатков и их сохранности. На выставке  показаны 120 гравюр мастера, среди которых самые известные – «Адам и Ева», «Блудный сын», «Аполлон и Диана». Представлена и знаменитая гравюра «Меланхолия I» — одна из наиболее таинственных работ Дюрера, выделяющаяся  как сложностью и неочевидностью идеи, так и яркостью символов и аллегорий.

Серия «Апокалипсис», созданная мастером в 1496 — 1498 гг., стала отдельным разделом выставки. Пятнадцать листов иллюстрируют последнюю книгу Нового Завета «Апокалипсис», или «Откровение Иоанна Богослова». Это была первая крупная работа молодого художника. Данный цикл отличают точность в передаче библейского слова и неисчерпаемая фантазия самого мастера, вдохновленного мистическими строками древних текстов. Самым известным произведением из серии является лист «Четыре всадника Апокалипсиса». Серия этих гравюр до сих пор считается непревзойденным шедевром полиграфического искусства.

Тогда же Дюрер приступил к работе над циклом гравюр «Больших страстей», а в 1502 году – над циклом «Жизнь Марии», завершив их только в 1511 году. Все три цикла принадлежат к величайшим достижениям религиозного искусства в области гравюры на дереве.

Поразительные  работы А. Дюрера, созданные в технике резцовой гравюры на меди, отличаются исключительным художественным совершенством. Умение использовать в изображениях законы прямой перспективы, владение правилами построения пропорций и монументальность форм сочетаются в них с присущими немецкому искусству того времени ювелирной тонкостью исполнения, эмоциональностью и особым вниманием к деталям. Художник свободно владеет резцом, использует острый, угловатый и нервный штрих, создавая извилистые, напряженные контуры, передает свет и тени, строит пространство и объем. Фактура этих гравюр с тончайшими переходами серебристых тонов отличается удивительной красотой и разнообразием.

Свою лепту в экспозицию внес и сам Государственный исторический музей: впервые широкой публике показывают пять гравюр Альбрехта Дюрера, хранящихся в запасниках музея: всемирно известные отпечатки «Портрет Эразма Роттердамского» и «Святой Иероним в келье». Экспозиция дополнена предметами декоративно-прикладного искусства, созданными в Германии на рубеже XV — XVI вв., из собрания Исторического музея.

«Выставка графических работ Альбрехта Дюрера открывает проект «Сокровища музеев Италии в Историческом музее», и главной задачей этого проекта является знакомство отечественного зрителя с мировым художественным наследием, а также с многообразием коллекции ГИМ. Исторический музей впервые в своих стенах продемонстрирует подлинники знаменитого мастера эпохи Возрождения, освещая важнейшую из сторон творчества гения — гравюру. Представленный ряд позволит проследить развитие и совершенствование технических приемов, показать особенности художественного языка мастера. Мы рады, что в такое непростое время нам удалось осуществить проект и дать возможность российским зрителям познакомиться с уникальными памятниками мировой культуры», — отметил директор Исторического музея   Алексей Левыкин.

Великий философ Эразм Роттердамский так говорил о мастерстве художника: «Я восхваляю великое мастерство Альбрехта Дюрера – гравера, позволявшее ему без помощи красок, одними лишь черными штрихами, передать все доступное человеческому зрению и чувству. Дюрер все может выразить в одном цвете, то есть черными штрихами. Тень, свет, блеск, выступы и углубления, благодаря чему каждая вещь предстает перед взором зрителя не одной только своей гранью».

Михаил Ковалев 

Фото автора