КАРТИНА МАСЛОМ И КАРТИНА ПИКСЕЛЕМ

цифровая картина Винкеломана

Впервые в истории аукционная площадка Christie продала цифровую картину-коллаж за рекордные 69 миллионов долларов. Могут ли любители цифровой живописи рассчитывать на подобный успех, выясняла «Московская правда».

Картина художника Майка Винкеломана, представленная в виде уникального криптографического токена, стартовала на торгах с ценой в 100 долларов. В итоге коллаж, над которым Винкеломан, известный в сети как Бипл, работал несколько лет, продали за 69 миллионов. Цифровое произведение искусства называется «Каждый день – первые 5000 дней». Если название совпадает с действительностью, и автор создавал по одному элементу в день, работа над произведением заняла более 13 лет. Как пишет интернет-издание TechCrunch, максимальная цена была достигнута в последние два часа торгов, когда взлетела практически в пять раз: от 14 000 000 долларов до 69 000 000.  Так автор цифровой картины стал одним из трех самых дорогих художников, живущих в XXI веке.

Мастера изобразительного искусства обратили внимание на зарождающиеся компьютерные технологии еще в начале 1970-х годов. 1980-е годы стали эпохой персональных компьютеров и появления цветного изображения. XXI век подарил человечеству технологию виртуальной реальности, которая смогла «оживить» фантазии художников и перевести их в цифровой формат. Сформировалось глобальное культурное пространство, объединившее творческие начинания жителей различных точек планеты. Новые технологии и авторские концепции вывели изобразительное искусство на новый уровень, позволили произведениям жить собственной жизнью и взаимодействовать со зрителем.

Сегодня художники цифровой живописи имитируют традиционные инструменты старых мастеров: холст и мазки краски, игру света, фактуру поверхности и износ материалов. Техника облегчает процесс, устраняет ошибочные действия, изменяет композицию и пропорции изображения. Цифровая фотография и искусство «фотоманипуляции» позволяют автору сохранять и редактировать снимок, пользоваться ретушью и цветовой коррекцией, превращать визуальные объекты в сюрреалистические картины. Создатели произведений векторной графики разрабатывают иллюстрации и с помощью математических формул определяют положение объекта, толщину контуров и пространство «заливки цвета».

Почему электронный коллаж продан по цене работ мировых классиков живописи, ожидается ли ажиотаж среди коллекционеров цифрового искусства и что ждет невзаимозаменяемые криптографические токены в будущем? На эти вопросы ответила доцент базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г. В. Плеханова Елена Майорова.

Эксперт прогнозирует продолжение распространения шедевров цифровой живописи, вместе с тем констатируя рост их стоимости и связывая это с растущим влиянием нематериальных активов и ростом в цене биткоина.

«Во время пандемии люди переключились на онлайн-покупки и перестали считать обязательной возможность потрогать товар, возросло доверие к цифровым продуктам в целом. Технология NFT, позволяющая обеспечивать уникальность продукта и гарантировать его подлинность, помогает решить давнюю и объективно сложную в цифровой среде проблему защиты прав собственника», – говорит Майорова. Она также отмечает, что пример художника Винкеломана не единственный на рынке, что говорит о достаточной популярности цифровой живописи, и, независимо от разнообразия мотивов покупателей, спрос рождает предложение.

При этом доцент кафедры торговой политики считает, что у цифрового искусства не получится вытеснить традиционные направления. Успех художника она связывает в большей степени с предшествующей ему популярностью, но не конкретно с проданной работой. Так что отдельные случаи многомилионных торгов за цифровую живопись возможны, но в виде исключения.

«Наверняка найдутся те, кто, вдохновившись примером Beeple, модными словами «цифровые активы», «блокчейн», «NFT-токены» и желанием заработать принесет в цифровую среду такие произведения, которые сложно будет назвать искусством. Кроме того, при неоспоримых достоинствах NFT-токенов остаются проблемы с их влиянием на окружающую среду и гарантией безопасности», – уверена Елена Майорова.

Что касается вопроса инвестиций в электронные картины, Елена Майорова считает, что сейчас говорить об этом рано, поскольку риск достаточно высок, и дать прогноз изменению ценовой политики на такое искусство почти невозможно.  Она считает, что «мода и чрезмерный ажиотаж пройдут», и рынок цифрового искусства ждет развитие лишь как очередного из направлений.

Сергей Мохарев.

Фото TechCrunch.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x