В Театре им. Моссовета – премьера. Новый музыкальный спектакль «Гроза прошла» представляет режиссер Андрей Максимов.
В основу постановки положена пьеса Дмитрия Мережковского – яркого представителя драматургии Серебряного века, к творчеству которого русский репертуарный театр, к сожалению, обращается не слишком часто.
Музыку и изумительные по красоте романсы на стихи поэтов Серебряного века, придающие действию особый флер, написал заслуженный артист России, актер театра им. Вахтангова Игорь Карташев, приглашенный в качестве композитора и исполнителя одной из главных ролей.
К слову, имя Карташева хорошо знают столичные театралы: его рок-опера «Франсуа Вийон. Блудный сын», не сходила с подмостков четверть века и шла при неизменных аншлагах. А его вечера романса на вахтанговской сцене пользуются сегодня огромным успехом, и билеты достать бывает не так-то просто.
Романсы Карташева в спектакле Андрея Максимова звучат в исполнении трех главных героев спектакля. Ну, а действие самой пьесы разворачивается в центре Петербурга, на Васильевском острове в XIX веке.
Андрей Максимов рассказывает историю жизни двух разных по характеру и темпераменту мужчин, которых сегодня назвали бы «питерским бомондом» – писателя и скульптора. Между героями мечется хрупкая женщина, для которой один из мужчин является мужем, а другой, в силу обстоятельств, становится любовником.
Режиссер вводит зрителя в дом супругов Калиновских в непростой момент их совместной жизни. Глава семьи Игнатий Петрович (Игорь Карташев) серьезно болен. Его жена Елена (Марина Кондратьева) со страхом глядит в будущее. Женщина поставлена перед фактом: либо она найдет деньги на лечение умирающего от чахотки супруга и увезет его в Ниццу, либо ей предстоит пережить его уход в мир иной. Лечащий доктор гарантировать выздоровление Игнатия Петровича в сыром и холодном Петербурге не берется.
Мария Кондратьева в роли Елены – чудо как хороша. Актриса делает свою героиню истиной женщиной – одновременно трепетной и ироничной, жесткой и страдающей, глубоко порядочной и кокетливо следующей своей женской природе. Путь Елены – настойчивый поиск любви, стремление обрести рядом достойного человека, за которым можно было бы пойти на край света. Но где такого взять? Одно разочарование следует за другим. И поиски эти постепенно перерастают в поиски Бога.
Ситуация в какой-то момент ставит Елену перед нравственным выбором. Ей предстоит соединить несоединимое – собственные «правильные» принципы с необходимостью спасти жизнь другого человека, отказавшись от привычного взгляда на то, «что такое хорошо, и что такое плохо». Спросить совета ей не у кого, но она женским чутьем ощущает, что иметь правильные принципы, и иметь мужество жить по ним – вещи весьма разные.
Перед непростым нравственным выбором оказывается и другой представитель семьи Калиновских – Игнатий Петрович.
Благодаря многогранности дарования, утонченности и какой-то особой внутренней интеллигентности артиста и художника Игоря Карташева (качество, которое не сыграть, если его нет), мы видим впечатляющую динамику образа его героя. Перед зрителем за короткое время предстают три совершенно разных Калиновских, словно, выписанных на холсте крупными, смелыми мазками импрессиониста. В начале это – больной и согбенный старик, едва способный передвигаться по дому, отчаянно цепляющийся за жизнь.
Денег нет, его рукописи редакция не печатает: в них содержатся неудобные и радикальные идеи. Как яростно Калиновский потрясает воздух кулаком, грозя гипотетическому редактору, как по-детски радуется, когда Елена, видя его отчаянье, обещает, что деньги будут!
Во второй части этот же человек являет нечто совершенно иное: он предстает образцом респектабельности и социального благополучия. Изящный, светский Калиновский теперь – редактор модного журнала, «царь горы».
Весы удачи для него качнулись в противоположную сторону. С каким упоением он вершит судьбу такого же несчастного литератора, каковым недавно был сам! Как упивается свалившейся властью! Как быстро им забыто отчаянье человека, не способного заработать на кусок хлеба! И только страх грядущего скандала и внезапно открывшаяся правда способны сбить эту махровую спесь и заставить обратиться внутрь себя.
Наконец, в финале Калиновский духовно преображается, взяв на себя ответственность за собственную жизнь. Он оказался на краю ямы, успел заглянуть в нее и вовремя отскочить. Действительно мощная трансформация!
Решение, круто изменившее судьбу четы Калиновских, связано с третьим персонажем этой любовной истории – состоятельным Арсением Федоровичем Палицыным. Его играет еще один невероятно интересный актер, заслуженный артист России Валерий Яременко.
Палицын Валерия Яременко одержим идеей провести ночь с Еленой. Арсений Федорович места себе не находит, он готов бросить к ногам Елены целое состояние – хоть пятьдесят тысяч, хоть сто – сколько ей понадобится для спасения мужа. Палицын богат, он относится к деньгам совсем не так, как щепетильная Елена, чувствующая, что ее покупают. Возможно, он действительно ее не покупает, или, по крайней мере, не отдает себе в этом отчета. Палицын искренне умоляет Елену о мгновении любви, как о величайшей милости всей своей жизни.
Но правда состоит в том, что Арсений Федорович с Еленой свою жизнь связать вовсе не готов, хотя и выделяет ее среди прочих женщин. Он вообще не готов связать свою судьбу с кем бы то ни было.
Валерий Яременко – артист мощный, тонкий, он изумительно точно скользит по обозначенному рисунку, не заваливаясь ни в одну, ни в другую крайность. Его Палицын страстен и холоден, загадочен и ограничен одновременно. Жизнь герою наскучила, стремиться ему не к чему, он богат, все может себе позволить, Бога не знает, а его единственным подлинным кумиром является красота. Но красота, которую он в состоянии постичь – мимолетна, отсюда – его скука, отсюда – трагичный финал его жизни.
Стоит отметить, что эта пьеса Мережковского выпадает из ряда прочих произведений автора: характеры здесь выписаны с поистине чеховской силой, а главные герои размышляют о базовых вещах – любви, вере, одиночестве. Видимо отсюда произрастает некая аскетичность режиссуры Андрея Максимова. Создается ощущение, что постановщик намерено «впал в простоту, как в неслыханную ересь», поставив задачей максимально глубоко проникнуть в эти самые характеры, уйдя от каких-либо сложных постановочных решений.
Что ж, при таком мощном актерском составе это вполне посильная задача. Наблюдать за трио столь ярких, состоявшихся Артистов, за хитросплетениями и нюансами их игры – сплошное удовольствие.
Остается добавить, что в спектакле заняты еще два актера, которые убедительно исполняют сразу по несколько разноплановых и разнохарактерных ролей –Анастасия Тагина и Роман Кириллов.
Спектакль идет на сцене «Под крышей» чуть больше полутора часов: такой вот маленький «романс без антракта».
По материалам “Мой дом Москва”.