43-й ММКФ: ПОЕХАЛИ!

Вчера вечером  мировые звезды в 43-й раз участвовали в церемонии открытия Московского Международного кинофестиваля. Она состоялась, по традиции, на Пушкинской площади. Многочисленные фотокорреспонденты  в масках и перчатках (таковы обязательные требования безопасности этого года) за два часа до начала церемонии оккупировали подходы к  Театру Мюзикла, стремясь запечатлеть волнующие моменты прохождения звезд по красной ковровой дорожке и эффектные наряды наших кинодив и приглашенных гостей.

Открытие собрало самых стойких и смелых, сделавших прививку от коронавируса или не боящихся его. Меж тем, председатель жюри нынешнего Московского кинофестиваля кинорежиссер Брийянте Медоса  до Москвы так и не добрался — коронавирус свалил его еще до начала мероприятия. Поэтому судить картины он будет «на удаленке».

Лауреат ММКФ режиссер Ян ГЭ

Об этом,  и о том, что зрители увидят 210 картин, что в основном конкурсе будет 13 фильмов Никита Михалков поведал в своей приветственной речи. Режиссер также отметил, что  нынешний «фестиваль насыщен авторски», и что,  если раньше качество этого смотра «определялось количеством приехавших звезд,  и кино было побоку, то в последние годы основной упор делается на разнообразие программ».

Приз за Вклад в мировой кинематограф был посмертно присужден народному артисту РСФСР Валентину Гафту.

— Этот приз  мы хотим вручить потрясающему человеку, — сказал Никита Михалков. —  Непросто жить в  актерской ауре, сохранив невероятную чистоту и абсолютную честность, и при этом быть потрясающим актером. Я имел счастье с ним работать. Наслаждение от этой детской чистоты, с одной стороны, и, с другой стороны, яростного юмора, испепеляющего по отношению к тем, чьи поступки ему кажутся неправильными. Это замечательный актер Валентин Гафт.

Приз из рук Михалкова приняла вдова Гафта актриса Ольга Остроумова со словами: «Спасибо, Валя был бы очень рад».

Филипп Киркоров

Среди знаковых мероприятий сегодняшнего дня — традиционное открытие «Российских программ» в Доме кино, то есть лучших новых художественных, документальных и короткометражных фильмов российских режиссеров, снятых за прошедший год.  Вечером увидим фильм Александра Молочникова «Скажи ей».

— Мы надеемся, что фестивальная жизнь проекта только началась, и в этом году его ещё увидят зрители в Великобритании и Швеции, — сказал  продюсер Иван Самохвалов.

Меж тем, фестивальная жизнь уже идет полным ходом. Пресса начала смотреть картины несколько раньше, чем остальные зрители. Среди первых фильмов документального конкурса, который обычно пользуется наибольшим вниманием публики на ММКФ,  на себя  обращают внимание «Капитаны Заатари» египетского режиссера и продюсера Али Аль Араби и «Блюз для Тегерана» испанского режиссера и сценариста Хавьера Толентино.

Светлана Дружинина

В центре сюжета «Капитанов Заатари» –  история двух лучших друзей, Махмуда и Фавзи, живущих в иорданском лагере беженцев «Заатари». Они мечтают стать профессиональными футболистами, но их мечта сталкивается с трудной реальностью. Несмотря на то, что они находятся в ужасных условиях, они сохраняют надежду и тренируются изо дня в день. Когда в лагерь приезжает всемирно известная спортивная академия, у обоих появляется шанс осуществить свою мечту.

— Цель моего фильма – показать, что среди беженцев есть талантливые люди, которые мечтают реализоваться в разных сферах, несмотря на то, что их окружают тяжелые обстоятельства. В лагере есть проблемы с водой, электричеством, получением нормального лечения, но там нет людей, которые смирились бы с этим и перестали стремиться к лучшей жизни, – рассказал  режиссер картины Али Аль Араби. — С Махмудом и Фавзи я познакомился в 2013 году, а до этого посетил 20 лагерей для беженцев. Эти ребята не только очень любят футбол и хорошо в него играют, они реально талантливы, а главное – у них есть сильная мечта. Это и привлекло мое внимание. Когда я встретился с ними впервые, они активно спрашивали о том, каков мир вне стен лагеря. И в течение нескольких дней я осознал, что наша команда стала для них окном в этот внешний мир. Мне же было важно показать их как парней, на которых стоит равняться, которые стремятся к мечте, несмотря ни на что. И в этом смысле они своего рода супергерои.

Тимур Бекмамбетов и Наталия Фишман-Бекмамбетова

Что же касается фильма «Блюз для Тегерана» Хавьера Толентино, то в нем речь идет об Иране, который представлен многоликой страной, где традиции и современность сосуществуют и встречаются лицом к лицу. Через музыку и народы главный герой Эрфан ведет нас к открытию неизвестной, но сложной страны. Это забавный и ироничный молодой курд, который надеется стать режиссером. Еще он поет, пишет стихи, живет с родителями и попугаем, но ничего не знает о любви.

— Я обожаю иранское кино и с 70-80-х слежу за тем, что происходит в этой области, —  сказал на пресс-конференции режиссер Хавьер Толентино.   — Меня всегда привлекала свежесть иранского кино, работы многих великих режиссеров. К тому же я много раз бывал в Иране, ездил на фестивали и меня восхищала эта страна, ее богатая история и культура, но одновременно поражал беспорядок в обществе, отсутствие свободы и равенства, которых не хватает. Но вопросы об этом я хотел задавать не политикам или профессорам, а народу, который ходит по улицам Тегерана, и музыкантам, которые играют свои произведения этим людям.

В ходе обсуждения режиссер подчеркнул, что для него  главный герой Эрфан как раз и олицетворяет этот народ – «они хотят снимать кино, создавать театр, ходить в театр и кино, но им не хватает свободы и существует диссонанс между тем, что происходит ночью и днем, и это фильм – посвящен Тегерану, этому народу и этому городу».

Кристина Асмус

Кстати, сам Толентино является достаточно известным испанским журналистом и кинокритиком. Для него эта картина – полнометражный дебют, подпитанный не только иранским кинематографом, но и, конечно, испанским.

— В Иран я отправился, — рассказывает режиссер, — не для того, чтобы в некрасивом свете показать страну. Для меня был важен народ и музыка страны. Здесь я могу только процитировать нашу героиню – как и она, я не понимаю, как можно запрещать женщинам петь. Это матери, бабушки, которые поют своим детям и на чем растут целые поколения. Во многих странах существует жесткая власть, но невозможно понять, как власть может запрещать петь. Это свобода гражданина, самовыражение. Невозможно запрещать гражданам и людям пользоваться свободой слова.

Елена Булова.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x