ДАЛЬШЕ БЫЛО РАНЬШЕ: АРТЕК СЕГОДНЯ И ВЧЕРА

19 мая – День Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ленина. Правда, до 1924 года она носила имя Спартака, а после смерти вождя пролетариата стала называться его именем. Все дети, рожденные в СССР, были пионерами, и многие до сих пор помнят свое пионерское прошлое. Помню его и я, тем более, что с этой организацией была,  в том числе, связана моя профессиональная деятельность.

В этом году, в канун дня Победы, меня командировали в Артек. Чувства были смешанными: как встретит меня эта территория детства, на которой я не была (страшно подумать!) аж с 1988 года. Тогда тоже была командировка,  в ходе которой предстояло освещать слет активистов перестройки.

Активисты перестройки

В июне-июле 1988 года в «Артеке» состоялся Всесоюзный сбор активистов перестройки (3600  пионеров и более одной тысячи пионерских работников). В «Артеке» собрались не только дети, но и взрослые. Организаторы надеялись, что так, вместе, можно будет более основательно разобраться в том, как прошел год после IX слета. Месяц шли дискуссии, как сделать пионерскую организацию нужной каждому пионеру, как сделать так, чтобы организация была живой, самодеятельной, чтобы в ней могли на равных взаимодействовать и взрослые, и дети. Но первые же дискуссии показали неготовность взрослых и детей к демократическому взаимодействию. Взрослые добровольно отдавали детям даже свое право на инициативу, а ребята в силу своего возраста, своей позиции с этой инициативой просто не смогли справиться.

Представления о пионерской организации взрослых участников совместного форума отличались от детских: они ее видели единой в масштабах страны, но не единообразной, массовой, не поголовной, с очень гибкой структурой и патриотической направленностью. Ребята же почти не поднимали вопросы, связанные с патриотическим, нравственным воспитанием, но говорили о неформальных объединениях, о сложных явлениях в детской и подростковой среде. Не будем забывать: шел 1988-й год, и страна под названием СССР стояла на пороге больших перемен. Конечно, многие еще этого не осознавали, ведь не каждому из нас дано предугадать картинку за поворотом. Но настроения уже менялись, и дети, как лакмусовая бумага любых перемен, чувствовали это практически на подсознательном уровне.

Никто из нас толком не понимал, что же это за зверь такой – демократические перемены? Все хотели напитаться свободой, не осознавая, что свобода – это, прежде всего, ответственность перед самим собой и перед остальными. Вот и были «косяки» в демократическом взаимодействии.  Очень хорошо помню героя своего очерка – Женю Солнцева. Мальчик приехал в Артек впервые, из глубинки. Маленький активист перестройки хотел везде быть первым. К этому же стремились его собратья по лагерной смене. Вожатым было не просто управлять юными «управленцами». На этот камень впоследствии натыкались многие педагоги: собрать управляемый отряд возможно, если в нем есть один-два лидера. Если же лидерами хотят быть все, то это получается, как в известной басне дедушки Крылова. Но Артек есть Артек. Благодаря непрерывным событиям, которые сменяли друг друга, на «дележку» власти времени у ребят оставалось совсем чуть-чуть. Да и море, солнце, восхождения на Аю-Даг, песни у пионерского костра потихоньку сплотили маленьких функционеров. Все же быть детьми куда приятнее, чем примерять на себя одежку явно не по размеру.

Мы же, взрослые, продолжали до хрипоты спорить, какой путь должна выбрать пионерская организация. Многие из нас тогда не понимали, что все давно за нас было решено и предрешено…

Подранки – примета 90-х

Помните беспризорников, жавшихся по углам у московских вокзалов, попрошайничающих и ворующих на улицах? Темная Москва, ларьки с нехитрой заморской снедью, которой сто лет в обед, безработица, дороговизна… Картинка из лихих девяностых. Тогда уже было не до пионерии, страна ВЫЖИВАЛА, как могла, а ее юные ленинцы стали никому не нужны…

Затем – спохватились. Постепенно ушли на нет беспризорники и безнадзорные дети, стали появляться различные детские клубы, объединения и т.д. Но методика-то в них осталась прежней! Фундаментальная педагогика – понятие постоянное. Любое новаторство, это лишь добавление современных подходов. Однако если раньше существовал государственный (читайте — партийный) заказ на  воспитание, то сегодня у молодых людей есть выбор, быть или не быть?

Сегодня появились множество детских организаций. И все они —  прототипы все же тех же бойскаутов, пионеров. Вместе с ними развиваются детское общественное движение. Но его, на мой взгляд, мало представляют обществу.  А вот по-настоящему массовых объединений в обозримом будущем не вижу. Вместе с тем, любая из них должна иметь свою четко выстроенную методологию. Детская душа – инструмент тонкий. Им легко управлять и легко ввести в заблуждение. Конечно, наш мир стал другим. Но меняются ли в нем извечные человеческие ценности? Вот в чем глобальный вопрос любой детской организации: на какой идеологической платформе  она строится?
И у меня возникает вопрос: не выплеснули ли мы из нашего старого прошлого воду вместе с ребеночком?

Вернемся в Гурзуф

Первое, что я увидела в Артеке, во дворце Суук-Су – взрослых педагогов дополнительного образования, которые повышали квалификацию по программе «Воспитательная деятельность в образовательных организациях».

Проект реализует Минпросвещения России по поручению президента РФ. Обучение началось в марте этого года и продлится до сентября. В ходе 14 учебных сессий мы подготовим 2 500 специалистов для российских школ.

…А пока на сцене актового зала дворца переодетые в пионерскую форму вожатые выполняли акробатические пируэты в стиле 30-х годов прошлого века. Шло погружение в образовательные методики,  и мне на минуту показалось, что я снова в том, далеком 1988 году… Но это только на минуту. Артек изменился.

После присоединения Крыма к Российской Федерации, 16 июня 2014 года начали разрабатывать новую Концепцию развития центра. К разработке новых образовательных технологий «Артека» были привлечены эксперты из различных регионов России. Стартовую повестку развития «Артека» составили вопросы скорейшего инфраструктурного восстановления, обеспечение высокой пропускной способности и доступности, а также создание нового содержания деятельности. И эти перемены состоялись.

«Образовательные методики МДЦ «Артек» формировались десятилетиями, сохраняя все самое лучшее. Артековцы получают возможность попробовать те виды деятельности, которые раньше были им незнакомы или недоступны. Дети-музыканты начинают играть в футбол, спортсмены осваивают живопись, музыку, танцы. Мы говорим ребятам «пробуйте», и они полностью погружаются в новые для них сферы. Виды активностей постоянно сменяют друг друга, чередуются с отдыхом», — говорит директор Артека Константин Федоренко.

Помимо дополнительного образования, «Артек»  представляет собой центр общего образования: кроме участников артековских смен, в детском центре учатся 300 детей из Гурзуфа и Ялты. На территории стоит самая настоящая школа, которую обучающиеся в ней в шутку называют Хогвартсом. Здесь уделяется большое внимание образовательным программам «Артека». Для этого разработана концепция «Артек 2.0. Перезагрузка». Цель –  сделать детский центр лучшей международной площадкой по реализации передовых программ общего и дополнительного образования.

В обязательном порядке посетила столовую, которой лучше подойдет название ресторана с мишленовскими звездами (ребята выбирают блюда по своему вкусу, и меню отличается сбалансированностью и разнообразием), посмотрела строящиеся корпуса лагеря «Солнечный» .

За прошедшие годы в  развитие международного детского центра было инвестировано более 25 миллиардов рублей. Фактически, сегодня реконструированы девять лагерей (несколько жилых и специальных корпусов в каждом), шесть столовых, 20 спортивных объектов, комплекс «Вожатый», физкультурно-оздоровительный комплекс.

Появились спортивно-туристический центр, уже упомянутый концертно-эстрадный комплекс «Артек-Арена», новые корпуса для размещения вожатых: «Ландыш», «Тюльпан», «Кувшинка». Почти 500 вожатых сегодня живут в комфортных условиях, они обеспечены питанием, организовано их рабочее и свободное время.

«Артек» – это главный детский центр страны не только с точки зрения масштабов или истории, но и доступности для каждого ребенка. Лишь 5% отдыхающих попадают в «Артек»  на платной основе, основная же доля путевок распределяется бесплатно.  И попадают сюда все также, как и раньше: самые достойные – дети, проявившиеся себя в самых разных областях знаний, искусства, спорта.

К. Федоренко подчеркнул, что в воспитании артековцев неизменными остаются вечные человеческие принципы: это любовь к малой родине и своей стране, забота о близких, стремление сделать что-то полезное для общества. Фундаментальная педагогика в сочетании с современными подходами движется вперед.

…В Артеке существовало поверье: если загадать желание и принести на вершину горы Аю-Даг принесенный снизу камень, оно тотчас же исполнится. Артековцы, естественно, выбирали камни весом, соответствующим глобальным масштабам задуманного. Разумеется, желания у советских пионеров тоже были советские: чтобы мир был во всем мире или в Америке не обижали людей черной расы. Вы думаете, нынешние артековцы мечтают о чем-то другом? А вот и нет – желания остались прежними, об этом узнала от них в личных беседах. Так что дальше было раньше…

Нина ДОНСКИХ.

Фото автора и из архива  МДЦ «АРТЕК»