МИНИ-МОТО НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ

Малыш лет пяти сидел прямо на гоночной трассе, на финишной черте, и горько плакал. Слезы лились ручьем, сквозь всхлипы было слышно: «Мама, он меня обогнал перед финишем, я занял всего лишь четвертое место, почему!»  Молодая мама, как могла, успокаивала его: «Не плачь,  ты на этих соревнованиях катался на велосипеде, это не твой вид спорта, ты же тренируешься на мини-мото!»

Мини-мото – что за диво-дивное такое? Это — мини мотоцикл на бензине, размерами чуть более метра в длину, который предназначен для взрослых и детей от 3 лет, также его называют мини-байк.

Легкий и маневренный «карманный мотоцикл» максимально близок по своим возможностям к «большому брату» — полноразмерному гоночному мотоциклу. Основные особенности «малыша» — колеса маленького диаметра (не больше 30,5 см), жесткая подвеска и низкая посадка водителя. При этом у него небольшой вес транспортного средства (до 25 кг для спортивных моделей), а объем двигателя 40-50 куб. см. Современный спортивный мини-мото может разогнаться до 120 километров час. Соотношение мощности мини-байка и его веса практически такое же, как и у большого мотоцикла, но «миник» дает особенные ощущения в гонке. Спортсмены говорят, что скорость на мини-байке ощущается очень сильно. Кроме того, в силу своей легкости байк требует максимальной сосредоточенности, чтобы не потерять управление. Кстати, именно поэтому мини-мото так популярен среди начинающих гонщиков — на нем лучше всего отрабатывать навыки управления  мотоциклом на сложных поворотах, да и безопасность этого транспорта выше, чем у полноразмерного байка, что для новичка особенно важно.

Езда на мини-байке не имеет никаких ограничений водителя по возрасту, только по весу —  мини-мото справится с  ездоком до ста килограммов. На мини-байках запрещено ездить по городу,  тренироваться можно только на специально оборудованных асфальтированных площадках: такую крошку, пусть даже со взрослым человеком за рулем, автомобилисты могут просто не заметить.

Скорее всего, первые мини-байки создавались для детей из всякого хлама. Что только не придумывали доморощенные Кулибины в своих гаражах, используя имеющиеся в наличии детали от старой велосипедной и мотоциклетной техники, двигатели от газонокосилок, бензопил и стиральных машин. Любители острых ощущений рассекали на самодельных  мини-байках со скоростью 60 км/ч, которая казалась запредельной из-за жёсткого шасси и низкой посадки. Лучше даже не представлять, что чувствовал мотоциклист, несущийся на таком чуде техники по неровной поверхности с отсутствующими амортизаторами!

В 60-е годы прошлого века Япония окончательно утвердила себя на позиции лидера в мировой мотоциклетной индустрии. Вниманию крупных мотоциклетных компаний к маленьким байкам способствовали новые автомобильные правила, согласно которым транспортным средством можно управлять без прав, если объем двигателя не превышает 50 куб. см., а скорость — 40 км в час. Экономичный транспорт нашел своих сторонников. Японцы, одержимые спортивными мотоциклами, вдохнули новую жизнь в мини-мотоциклы в середине 70-х, решив, что время маленьких спортивных байков пришло. В то время люди стали воспринимать мотоцикл не как средство передвижения, а как увлекательное хобби. Утилитарные функции мототранспорта отошли на второй план, зато вперед вышли другие — спортивные. Это потребовало от мотоциклов, и от мини-байков в частности, новых характеристик — малого веса, маневренности, мощности, динамичности.

Особенно много поклонников мини-мото встретил в США. Мотоциклетная промышленность активно развивалась и в Италии, там мини-байки приняли с большой теплотой, а от предприимчивых людей не ускользнули новые идеи. В середине 80-х прошел первый Кубок Италии по гонкам на мини-мотоциклах, сначала на японских. Но совсем скоро собственные мини-байки затмили ездовыми характеристиками японские мини-мото. Итальянцы разработали для мини-мото специальный движок, мотоциклы приобретали все более спортивную внешность: их мини-байки не весят и 20 килограммов и при этом показывают феноменальную для такого веса скорость. Сегодня итальянские мини-мото самые дорогие, но и качество их соответствует стоимости. Именно итальянские конструкторы окончательно перевели мини-байки из простецкого средства передвижения в скоростные спортивные машины.

Тренироваться на мини-байке можно круглый год. Известно немало имен спортсменов, которые начинали свою карьеру с гонок на мини-мото. Самый известный из них — спортсмен-мотогонщик всех времен и народов, итальянец Валентино Росси. Отец Росси был гонщиком, и  учил сына ездить  сначала на квадроцикле, а в 1990 году, когда Валентино было 11 лет, он сел за руль мини-байка. Кстати, на мини-байке начинал свою карьеру и наш соотечественник — двукратный чемпион России по шоссейно-кольцевым мотогонкам, вице-чемпион Германии 2008 Владимир Иванов.

Хотя в Россию мини-байки пришли только в начале XXI века, популярность их растет быстрее, чем где бы то ни было. Подтверждение тому — Кубок России по мини-мото, который проводится с 2002 года.

Но вернемся к детям. Для того что бы оседлать мини–байк, нужно научиться уверенно кататься на двухколёсном велосипеде. Если велосипед освоен, то малышу под руководством опытного инструктора можно отправляться покорять бездорожье на рычащем  железном мини-коне. Детский мотоцикл — это не игрушки на электричестве, на которых ездят в городских парках. Это настоящий транспорт — на бензине, и с мотором, здесь всё по-взрослому. Подобная техника имеет воздушное охлаждение и двигатель мощностью до 3 л.с. Само собой разумеется, что вождение этого транспортного средства требует некоторого навыка и хорошей концентрации.

Основное направление детского мотоспорта — мотокросс, то есть преодоление пересечённой местности, причём  мини-гонщики порой показывают такие чудеса езды, на которые способен не каждый взрослый. Первые соревнования по детскому мотокроссу проходили в 50-х годах прошлого века в Японии, сегодня же они проводятся по всему земному шару. Среди детей также проходят соревнования по мототриалу, в котором участники преодолевают различные препятствия. Ещё какие-нибудь двадцать лет назад эти препятствия были исключительно естественными, и состязания проходили на природе. Но с ростом популярности детского мотоспорта появилась необходимость в привлечении большего количества зрителей, поэтому соревнования теперь проходят на специальных трассах. Очень много мини-мото  в столичном Центре технических видов спорта. Здесь, на картинговой трассе ЦТВС, проходят занятия секции ФСЦ «Экстрим»  для спортсменов от 3 до 7 лет.

Немного истории. Парк технических видов спорта расположен в московском районе Печатники на месте бывшей свалки. В 2016 году правительство Москвы приняло решение о ликвидации незаконной свалки в  черте города. Специалистами геологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова был разработан проект вывоза части отходов и формирования террикона (искусственного холма) для постоянного складирования неопасных отходов.  За два года с территории бывшей свалки вывезли более 360 тысяч кубических метров отходов, переместили более 180 тысяч кубометров, создали террикон и завезли экологически чистый грунт. По контуру холма сформирована противофильтрационная сорбирующая завеса, а на  поверхности установлен защитный экран из синтетических материалов. Площадь благоустройства — 27,4 гектара, все работы закончили в сентябре 2018-го. В создании парка принимали участие представители Федерации автомобильного спорта Москвы и Московского городского автомотоклуба.

Уникальное для Москвы расположение парка — на значительном удалении от жилых кварталов — позволило отдать его в распоряжение любителей шумных видов спорта. В парке созданы пять зон со специальными трассами для велосипедистов, мотогонщиков и поклонников картинга. Они оснащены всем необходимым для профессиональных и любительских соревнований различного уровня. Например, замкнутая трасса мотокросса с естественными препятствиями протяженностью 1880 метров подходит для проведения соревнований на специальных мотоциклах. Многофункциональная шоссейно-кольцевая трасса длиной тысяча метров будет идеальна для занятий автоспортом и мотоспортом. Ее ширина — около 10 метров, много крутых поворотов. Также есть зона картинга протяженностью в тысячу метров, скейт-парк площадью более 670 «квадратов» и специальная велотрасса с контруклонами длиной 205 метров для занятий велосипедным мотокроссом и выполнения трюков. Не забыты и  зрители — для них установлены удобные трибуны, с которых все происходящее на трассе  видно, как на ладони.

У мотоспорта — как мини, так и обычного — нет определенного возраста, нужны лишь желание и здоровье. Если они у вас есть, то вперед! Помимо любимого увлечения, мотоспорт позволит укрепить физическую подготовку и выносливость подрастающего поколения.

Михаил Ковалев.

Фото автора

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x