Доигрались… События вокруг нас разворачиваются поистине сюрреалистические. На грядущем 69-м Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне с нынешнего года отменены награды за лучшую мужскую и лучшую женскую роли. Ну, чтобы ненароком не «зацепить» кого-то из участников в их лучших гендерных чувствах.
Нами, россиянами, все это воспринимается как анекдот, однако официальные призы смотра – «Серебряные раковины» в исполнительских номинациях теперь будут вручаться лишь за «Лучшую главную роль» и «Лучшую роль второго плана».
Директор фестиваля Хосе Луис Ребординос объяснил это на недавно состоявшейся конференции так: «Эти изменения продиктованы нашим убеждением, что гендер, социальный и политический конструкт, более не является критерием оценки актерского исполнения. Жюри будет рассматривать лишь качество игры». Стоит напомнить, что аналогичное решение чуть раньше принял и Берлинский кинофестиваль.
Сергей Пускепалис, который как раз одним из последних получил «Серебряного медведя» Берлинале за лучшую мужскую роль, искренне считает это безумие «ударом по базовым вещам, традициям, на которых зиждется мировой кинематограф». Поскольку это удар ниже пояса. То есть – по созданию образа героя и героини.
Гендер не является критерием? Сомнительное какое-то утверждение, не находите? Десятилетиями поколения зрителей брали пример с полюбившегося героя, проявляющего лучшие мужские качества, или с кокетливой, женственной героини. Что далеко ходить: мальчишки в СССР во дворах играли в Штирлица, а девочки стригли челочку «под Денизу» – героиню «Небесных ласточек». Да и американские скауты прикидывали на себя амплуа «Рэмбо» или Человека-паука, а вовсе не «Тутси» или «Миссис Даутфайр». С чего бы это? Может, потому, что как раз гендер тут и явился главным критерием?
Происходящее в мировом кино очень точно отражает настроения в киноиндустрии, да и не только в ней. Помните, в минувшем году немцы озаботились гендерной справедливостью в футболе? В погоне за ней даже были установлены туалетные кабинки для фанатов, которые не относят себя ни к одному из двух полов. По этому поводу тонкий ценитель карнавалов, генсек партии Меркель Аннегрет Крамп-Карренбауэр насмешливо высказалась: «Это, видимо, для тех мужчин, которые не знают, можно ли им еще стоя облегчаться или они уже должны садиться».
На мировых кинофестивалях уже несколько лет подводится учет половой принадлежности номинантов. Точнее, того, как они себя позиционируют. Если обратимся к исследованиям за прошлый год, то выясняется, что среди молодежи в секции, например, «Берлинале таланты» среди представителей кинематографа в самых разных профессиях – от актера до продюсера – большинство вообще не способно себя отнести ни к мужчине, ни к женщине.
– У них там, кто из них женщина, а кто мужчина, без пол-литра не разберешься, – иронично замечает по этому поводу народный артист РСФСР Андрей Кончаловский.
И, видимо, совсем не за горами тот момент, невероятный, но уже вполне очевидный, когда мужчины запросто будут играть Джульетт и трех сестер, а женщины создавать мужественный образ Джеймса Бонда.
Скажете, бред?
Попомните мое слово: и трех лет не пройдет.
Елена Булова.
Иллюстрация Максима Должанского
[…] #БЕЗ #ПОЛОВИНЫ #ЛИТЕРАТУРЫ #ВЫ #ПОНИМАЕТЕ #Мосправдаинфо Подробнее в источнике […]