3 августа 1959 года в Москве открылся первый Международный кинофестиваль. В киносмотре приняли участие делегации из 25 стран мира, в конкурсную программу вошло 30 картин. Фестиваль продлился по 17 августа.
Вообще-то первых Московских международных фестивалей в киноистории было два. Самый первый проходил с 21 февраля по 1 марта 1935 года (старейший киноконкурс мира, Венецианский кинофестиваль, прошел в 1932 году). Но в официальную кинохронологию фестиваль 1935 года не вошел.
Тогда киносмотр открылся в Доме кино показом картины «Чапаев» Георгия и Сергея Васильевых, для представителей советской общественности фильмы показывали в кинотеатре «Ударник».
Председателем жюри был руководитель Главного управления кинофотопромышленности при СНК СССР Борис Шумяцкий. В состав жюри входили деятели советского кино: Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Александр Довженко, председатель Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (ВОКС) Александр Аросев и француз Анри Дебри, потомственный изобретатель киноаппаратуры и владелец одноименной компании по ее производству.
Главный приз, «Большой серебряный кубок», в 1935 году был присужден киностудии «Ленфильм» за картины «Чапаев» братьев Васильевых, «Юность Максима» Григория Козинцева и Леонида Трауберга и «Крестьяне» Фридриха Эрмлера, как «утверждающие реалистический стиль советской кинематографии и сочетающие идейную глубину, жизненную правдивость и простоту с высоким качеством режиссерского мастерства, актерской игры и операторской работы».
Второй приз получил француз Рене Клер за фильм «Последний миллиардер», третью премию – компания Уолта Диснея (США) «за художественные мультипликационные фильмы, являющиеся высоким образцом мастерства».
В связи с осложнением обстановки в Европе, в том числе из-за гражданской войны в Испании, фестиваль 1935 года так и остался единственным, проведенным в советской столице в 1930-е годы.
Во второй половине 1950-х годов начинает набирать обороты хрущевская оттепель. В 1957 году Москва гостеприимно распахнула свои двери перед участниками Всемирного фестиваля молодежи и студентов, 10 июня 1959 года в Москву приехал Кристиан Диор (проходили публичные показы французского дома высокой моды), в июле-августе 1959-го она стала местом проведения американской выставки в Сокольниках, а с 3 по 17 августа в Москве прошел первый Московский международный кинофестиваль.
Киносмотр 1959 года состоялся по инициативе министра культуры СССР Екатерины Фурцевой. Главным лозунгом кинофорума стали слова «За гуманизм киноискусства, за мир и дружбу между народами».
В Москву хлынули любители кино со всего Советского Союза. Фестивалем жил не только город, но и вся страна. Это была единственная возможность увидеть, чем на самом деле живет большой кинематографический мир. Киноманы толпились в очередях за абонементами, переписывали программы десятков кинотеатров, составляли огромные простыни – личные планы просмотров. Многие умудрялись посмотреть до 8 фильмов в день – засыпали, но крепились… На Пушкинской площади днем и ночью гудел импровизированный рынок: «Меняю абонемент в кинотеатр «Россия» на Дворец съездов!»
Ходить в кино в СССР любили.
«Московские кинотеатры тех лет – великолепные, шикарные, – пишет Сергей Беляков в книге «Парижские мальчики в сталинской Москве» (Москва, АСТ, редакция Елены Шубиной, 2022 год). – «Колизей» на Чистых прудах, (…) «Востоккино» на Охотном ряду, «Центральный» на площади Пушкина, «Художественный» на Арбате, «Баррикады» на Красной Пресне и еще многие. Кинотеатры были при домах культуры, при садах и парках: в Парке культуры и отдыха Таганский, в саду «Эрмитаж», а при громадном Центральном парке культуры и отдыха им. Горького их даже было несколько. (…) По особым случаям открывался кинотеатр под открытым небом. Фильмы показывали на особенном экране «Гигант», зрителей собирались толпы. Так, 29 мая 1936-го на кинофильм «Цирк» собралось 20 000 зрителей. Рядом с этим настоящим гигантом двухэтажный стационарный «звуковой» кинотеатр казался небольшим – «всего-то» 1 500 мест. Зато каким роскошным, не уступающим лучшим кинотеатрам Москвы. (…) В кинотеатр приходили задолго до начала киносеанса. В фойе зрителей встречал джаз. Музыканты в строгих концертных костюмах, солист в смокинге или во фраке, солистка в концертном платье с декольте. Сверкающая медь тромбонов и саксофонов. Перед сеансом – небольшой концерт. Играли популярные танцевальные мелодии, как правило – джазовые. В парке Горького перед сеансами на киноэкране «Гигант» выступали и целые большие оркестры, и цирковые артисты. В лучших кинотеатрах выступали настоящие звезды. В «Первом» на Поварской пел Вадим Козин. В легендарном «Ударнике» на улице Серафимовича (дом на набережной) играл джаз Рачевского. В «Колизее» на Чистых прудах – еще более известный джаз Варламова. Можно было послушать несколько композиций, потом зайти в буфет, купить бутерброды или мороженое, выпить газировки с вишневым или шоколадным сиропом, посмотреть на портреты кинозвезд (…) И только потом – фильм.
(…) Попасть в кино было нелегко. Очереди в билетных кассах – обычное дело даже в Париже тех лет. А в быстрорастущей Москве (…) достать билеты на популярный фильм – огромный успех».
Кассовые ленты – и отечественные, и зарубежные – крутили подолгу.
«В сентябре 1940-го Мур (Георгий Эфрон, сын Марины Цветаевой и Сергея Эфрона/ – С. И.) с Митей (Дмитрий Сеземан, в будущем литератор (беллетрист, публицист, эссеист, мемуарист, переводчик) и литературовед русского зарубежья/ – С. И.) ходили на великие трагикомедии Чарли Чаплина – «Огни большого города» и «Новые времена». Оба фильма шли в советском прокате уже пятый год, – пишет Сергей Беляков. – Советские фильмы тоже показывали годами, пока сборы совсем не падали. Делали перерыв на несколько месяцев и начинали снова. Скажем, 23 сентября 1940-го московская городская контора «Главкинопрокат» объявила о возвращении на экраны «лучших произведений советской кинематографии». Снова стали показывать «Чапаева» (фильм 1934 года) братьев Васильевых, «Великого гражданина» (1937) Эрмлера, «Волгу-Волгу» (1938) Александрова, «Богатую невесту» (1937) Пырьева и еще полдюжины старых фильмов. Новые картины показывали сразу в нескольких кинотеатрах. Так, 24 октября в прокат вышла «Музыкальная история». Ее показывали в «Первом», «Колизее», «Ударнике», «Форуме» (на Садовой-Сухаревской), «Востоккино».
В жюри первого Московского международного кинофестиваля вошли теоретик кино и педагог Антонин Броусил (ЧССР), актриса Эмма Вяянянен (Финляндия), режиссеры Торолд Дикинсон (Великобритания), Кристиан-Жак (Франция), Кальман Надашди (Венгрия), Бимал Рой (Индия), Киехико Усихара (Япония), Сергей Юткевич (СССР), режиссер и продюсер Анри Сторк (Бельгия), сценарист и режиссер Чжан Цзюньсян (КНР), историк кино Ежи Теплиц (Польша), профессор Высшей киношколы в Берлине, директор киностудии «ДЕФА» Ганс Роденберг (ГДР). Жюри возглавлял советский режиссер Сергей Герасимов.
В конкурсной программе фестиваля участвовало 30 фильмов. Зрителям также была представлена широкая внеконкурсная программа фильмов режиссеров новой волны и итальянских неореалистов.
«В те годы в Москве то и дело что-то происходило в первый раз. 3 августа 1959 года открылся 1-й Московский кинофестиваль. Что творилось в тот день, сейчас и представить себе трудно. Весь город вышел на улицы, москвичи толпились у кинотеатров, где счастливцы могли посмотреть диковинные иностранные фильмы, – вспоминал Сергей Никитич Хрущёв в своей работе «Никита Хрущёв. Реформатор». – Ажиотаж объясним легко. Своих фильмов все еще производили мало. Кинопромышленность оживала, но еще не ожила. Сталин лично утверждал каждый сценарий, лично принимал или не принимал каждый фильм, лично раздавал свои, Сталинские премии. В год на экраны выходило пять-шесть картин, не больше, и практически все – революционные, о Сталине или биографические, об ученых или композиторах. В кинотеатрах крутили трофейные немецкие и американские фильмы вроде «Тарзана» и тому подобной чепухи, тоже объявленные трофейными, чтобы не платить за них хозяевам. Поначалу они всем нравились, но еще в сороковые годы их пересмотрели по нескольку раз и теперь жаждали чего-нибудь новенького. В условиях еще неутоленного киноголода от кинофестиваля ожидали чего-то необыкновенного».
Однако, по мнению Сергея Хрущева, фестивальные фильмы разочаровывали.
«Не то чтобы они оказывались действительно плохими, показывали добротную среднюю или чуть выше среднего продукцию, тогда как зрители настраивались на что-то невиданное, – поясняет он. – Разочарование мало кто показывал, выходя из кинотеатра, «счастливчики» восхищенно закатывали глаза, неопределенно хмыкали и нудно пересказывали незатейливый сюжет затаившим дыхание слушателям. Я пересмотрел если не все, то наверняка большинство фестивальных фильмов, и конкурсных, и просто привезенных на просмотр, но что показывали, хоть убей не помню. Вспоминается ощущение праздника, всеобщей приподнятости – и только. Я перелистал в библиотеке старые газеты. Оказывается, главный приз в 1959 году получил фильм Сергея Бондарчука «Судьба человека» по рассказу Шолохова. Хороший фильм, но у меня в памяти сохранился лишь начальный эпизод, когда главный герой фильма шофер грузовика (сам Бондарчук) начинает рассказывать своему пассажиру-мальчику Ване о жизни, о войне, о плене. Очень живая сцена, остальное же расплывается словно в дымке…
И все же кинофестиваль 1959 года удался. Его успех уже не повторит ни один из последующих кинопоказов, ставших традиционными, повторявшихся каждые два года. И это несмотря на то, что фильмы на них показывали очень знаменитые: «Балладу о солдате», «Вестсайдскую историю», «Космическую одиссею» и, конечно, «Восемь с половиной» Федерико Феллини».
Фестивальными просмотрами была охвачена вся Москва, от огромных залов на стадионе в Лужниках и во Дворце съездов до отдаленных кинотеатров и камерного «Иллюзиона». Продавались не билеты, а абонементы, причем каждый сеанс состоял из двух фильмов: «социалистического» и «капиталистического». Первый считался как бы «в нагрузку», но часто превосходил второй по художественному качеству.
Среди гостей первого ММКФ были исполнительница главной роли в фильме Алена Рене «Хиросима, любовь моя» французская актриса Эммануэль Рива, итальянская актриса и супруга кинорежиссера Федерико Феллини Джульетта Мазина, французская актриса русского происхождения Марина Влади.
Как уже говорилось выше, главный приз фестиваля завоевал фильм Сергея Бондарчука «Судьба человека». Золотые медали ММКФ были присуждены картинам «Мы – вундеркинды» западногерманского режиссера Курта Хофмана, «Настанет день» (Пакистан-Великобритания) режиссера Аджая Кардара, «Бегство из тени» чехословацкого режиссера Иржи Семене.
Серебряные медали получили польские актеры Венчислав Глинский, Бронислав Павлик и Александр Севрук за участие в фильме «Орел», монгольская актриса Пурэвийн Цэвэлсурен за картину «Посланец народа», корейский оператор Ун Тхак за киноленту «Сказание о девушке Чун-Хян», индийский композитор Устад Вилаят Хан за музыку к драме «Музыкальная комната», британский режиссер Льюис Гилберт за работу с юными исполнителями в картине «Крик с улиц». Серебряной награды также был удостоен китайский фильм «Новая история старого солдата» режиссера Шень Фу.
Дипломами фестиваля были отмечены японская картина «Незабываемая тропинка» режиссера Кодзи Сима и французская кинолента «Приговор» Жана Валера.
Первый Московский международный кинофестиваль проходил на высоком уровне. Его гости оценили и прием, и организацию. Им показывали самую большую киностудию Европы «Мосфильм», где, по легенде, Сергей Герасимов и Сергей Бондарчук угощали их пельменями. Гостей катали по Москве-реке на фестивальном пароходике, возили на денек в Ленинград… Иностранцы неизменно изумлялись грандиозному, беспрецедентному, невиданному интересу москвичей к кино: не могли себе представить, что иных шансов посмотреть это кино у москвичей не будет.
Утверждают, что Екатерина Фурцева лично следила за тем, чтобы все советские актрисы на фестивале выглядели достойно. Кто не мог сам решить проблему с вечерним платьем, тем по специальному распоряжению разрешалось пошить платье в ателье ЦК партии.
Так как первый Московский международный кинофестиваль имел большой успех, было решено проводить его через год, чередуя с фестивалем в чехословацких Карловых Варах.
Иностранцы ехали в СССР с удовольствием: во-первых, им было интересно, во-вторых, их хорошо принимали. Москву посещают Джина Лоллобриджида (которая впоследствии неоднократно гостила на ММКФ), Акиро Куросава, Элизабет Тейлор, Лукино Висконти, Жан Маре, Моника Витти, Марчелло Мастроянни, Ив Монтан…
Джина Лоллобриджида во время второго Московского международного кинофестиваля, в 1961 году, познакомилась с Юрием Гагариным. Она не только позировала с советским космонавтом, но и собственноручно сфотографировала его. Также актриса сделала несколько кадров Никиты Хрущёва.
На этом же кинофестивале случился и первый светский конфуз. Александр Штейнберг в книге «И жизнь, и песни, и любовь… Эдди Фишер» (Елена Мищенко, Александр Штейнберг «И жизнь, и песни, и любовь… Эдди Фишер», мультимедийное издательство Стрельбицкого, 2016 год) пишет:
«На открытие киносмотра Элизабет Тейлор надела одно из десяти платьев от Диора, которые она привезла в Москву. Этот туалет, как уверял знаменитый кутюрье, был создан в единственном экземпляре, специально для Элизабет. Лишь войдя в зал, она увидела на другой кинозвезде – Джине Лоллобриджиде – точно такое же платье! Реакция Элизабет была бурной. Предвидеть такое совпадение было невозможно…»
Однако «звезды» нашли выход из положения: рассмеявшись, они приветствовали друг друга криками «Привет, сестра!»
Кинофестиваль 1963 года вошел в историю скандалом вокруг фильма «Восемь с половиной».
Федерико Феллини. Жюри под председательством Григория Чухрая единодушно присудило ему главный приз, но Хрущёв, уснувший на конкурсном просмотре «Восьми с половиной», был этим крайне возмущен. Чухрая вызывали на ковер, требовали вручить приз советской производственной драме «Знакомьтесь, Балуев» Виктора Комиссаржевского. Но режиссер настоял на своем. Феллини тогда сказал:
«У меня много международных премий, но эта – самая дорогая для меня, потому что я получил ее в социалистической стране, в Советском Союзе».
В 1972 году московский кинофестиваль был зарегистрирован Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF) и получил высший ранг – класс «А» – наряду с известными международными кинофестивалями в Канне, Берлине, Сан-Себастьяне и Венеции.
Сергей Ишков.
Фото с сайта histrf.ru
В советские времена Московский фестиваль был большим событием для нашего города. Ведь развлечений в то время было немного.