Москва не сразу строилась, и не сразу в ней появились высотные здания. Собственно говоря, строительство высоток в российской столице явилось в первую очередь данью моде и мировым архитектурным тенденциям. Первая половина XX столетия в мировой архитектуре была ознаменована строительством небоскребов, высотой более ста метров. Одной из причин этому послужило развитие лифтовой отрасли, которая сделала возможным установку в эти здания лифтов. С каждым десятилетием Москва становится все выше, а лифты в ее зданиях – все быстрее. Работу вертикального транспорта в знаковых и высотных зданиях столицы обеспечивает филиал компании «Мослифт» – сервисное Спецуправление №11 (СУ-11).
Особенное спецуправление
Филиал АО «Мослифт» СУ-11 – самое малочисленное из шести сервисных специализированных управлений компании, но вместе с тем и самое необычное. СУ-11 обеспечивает работу вертикального транспорта на таких знаковых объектах столицы, как высотки на Котельнической набережной и Кудринской площади, комплекс зданий Центробанка России, знаменитые дома-книжки на Новом Арбате и дом «на ножках» у ВДНХ, Государственный театр наций и Елоховский собор. Все перечисленные здания являются либо объектами культурного наследия, либо объектами особой значимости, либо тем и другим одновременно.
«Мы обслуживаем уникальные объекты с уникальными лифтами, они имеют историческое значение, а порой и современную государственную важность. Часто это закрытые объекты с особым режимом доступа в них, где требуется наиболее оперативное и квалифицированное реагирование на возможные неисправности, предъявляются повышенные требования к внешнему виду персонала, что является спецификой нашей работы. Это касается, к примеру, зданий Центробанка России или Управления внутренних дел по ЦАО города Москвы», – рассказывает директор филиала СУ-11 АО «Мослифт» Андрей Зверев.
Команда быстрого реагирования без аварийной службы
По стандарту, действующему в Москве, в случае «застревания» в кабине лифта пассажир должен быть освобожден в течение 30 минут. На участке скоростных лифтов на устранение данного инцидента у сотрудников СУ-11 не более 15 минут. За каждым режимным объектом, находящимся на обслуживании СУ-11, закреплен определенный штат сотрудников, а нахождение на отдельных объектах специалистов на службе круглосуточное.
Круглосуточное присутствие специалиста на объекте исключает необходимость в аварийной службе. Это отличает СУ-11 от тех спецуправлений, которые обслуживают лифтовое оборудование в жилых массивах, где график работы линейных специалистов 5/2 и наличие аварийной службы обязательно. На техническом обслуживании управления сегодня более 500 лифтов, в штате спецуправления около полусотни высококлассных специалистов.
Комфорт пассажиров превыше всего
Чем выше здание, тем сложнее в нем лифтовое оборудование и тем сложнее его обслуживать. Но сегодня в высотном здании может быть и больница, тогда понятия «вертикальный транспорт» и «комфорт» имеют еще большую значимость, чем в любом другом случае. Расположенный на Каширском шоссе НМИЦ онкологии им. Блохина можно сравнить с современным медицинским наукоградом. Здесь ведется научная деятельность, прием и лечение онкологических пациентов как амбулаторно, так и в стационаре. Онкоцентр представляет собой огромный по площади комплекс зданий, самые высокие из которых насчитывают 20 – 25 этажей. Лифтов в комплексе – 140, а всего единиц подъемной техники свыше 150. Комфорт, безопасность и четкую работу подъемного оборудования всего комплекса обеспечивает филиал АО «Мослифт» СУ-11.
Хранители знаний и знатоки технологий
Появление в 1968 году в структуре треста «Лифтремонт» – прототипе современной компании «Мослифт» – участка скоростных лифтов было ознаменовано вводом в эксплуатацию на тот момент новых высотных объектов на Калининском проспекте (ныне – улица Новый Арбат). Знаменитые дома-книжки, возвышающиеся над Москвой конца 60-х на 26 этажей, стали одним из символов советской архитектуры. Такие здания требовали специального лифтового оборудования – более мощного и скоростного, часто оно имело заграничное происхождение. И, как следствие, требовались профессиональные специалисты для запуска новых лифтов в работу и дальнейшего их эксплуатационного обслуживания. В ведении участка появились и сталинские высотки. Ведь оборудование, которое устанавливалось в 50-х годах прошлого столетия, требовало обновления, и, несмотря на свой внешний вид, который соответствует по сей день эстетике сталинского ампира, это самое современное и передовое лифтовое оборудование.
В прошлом исполнительные механизмы лифтового оборудования, особенно в высотных зданиях, имели высокую мощность электродвигателей 9 – 11 кВт и потребляли значительно больше энергии, чем современное оборудование. В наши дни применяются электронные машины, которые потребляют в разы меньше электроэнергии, стали значительно компактнее, но при этом увеличились и скорость, и грузоподъемность, и комфортность поездки в лифте. Уменьшилось в размере и потребление электроэнергии. Кроме того, широкое применение получило наличие в лифте частотного преобразователя, который способен реализовывать режим рекуперации, когда при внезапном отключении электроэнергии электричество может отдаваться обратно в сеть здания или аккумулироваться, например, для достижения кабиной ближайшего этажа и открытия ее дверей, освещения купе-кабины, а также плавного набора скорости и замедления лифта. «Все эти возможности нацелены на комфортность наших пассажиров. А успех нашей команды зависит от возможности, способности и умения наших специалистов обслуживать разную сложную технику и содержать ее в исправном рабочем состоянии», – говорит Андрей Зверев.
Андрей Геннадьевич отмечает, что успех работы филиала базируется на высоком профессионализме сотрудников. Среди них есть такие мастера своего дела, которые отдали лифтовой отрасли и участку скоростных лифтов не один десяток лет. Например, Юрий Зубов, он работает в Мослифте с 2007 года, куда поступил на работу еще студентом электромеханического колледжа. Сегодня Юрий Александрович – производитель работ (прораб) одного из участков СУ-11, его бригада обеспечивает техническое обслуживание сложного лифтового оборудования иностранных марок в высотных зданиях. Особенность работы с иностранной техникой, по словам Юрия Александровича, заключается в более сложном программировании и вводе в работу оборудования, которое требует дополнительных устройств для подключения специальных плат и определенных навыков.
В бригаде Юрия Зубова более 30 лет работает электромеханик по лифтам Виталий Рожков. Он пришел в Мослифт на участок скоростных лифтов в самом начале своей трудовой деятельности. За это время он стал очень ценным сотрудником компании, любим и уважаем своими коллегами за мастерство и отзывчивость. В Мослифте Виталия Ивановича считают первоклассным специалистом по программированию, настройке параметров и ремонту лифтового оборудования, он один из редких специалистов, обладает глубокими знаниями о лифтах иностранного происхождения, установленных в московских зданиях.
Александр Вяльченков, старший производитель работ, один из немногих, кто стоял у истоков создания участка скоростных лифтов. Он работает в Мослифте на особенном участке уже четыре десятилетия и по сути является одним из хранителей профессиональных знаний. Александр Глухов, производитель работ, отвечает за обслуживание лифтов в высотке на Кудринской площади и домах-книжках на Новом Арбате. Работает на этом участке с 2017 года, но за достаточно короткое время показал себя специалистом, знающим все особенности обслуживания лифтов иностранного производства.
Стоит отметить тот факт, что на самом «быстром» участке Мослифта до сих пор остается актуальной профессия лифтера – образ доброй бабушки из старого кино, сидящей возле лифта. Задача лифтера – следить за правильностью использования оборудования. Так, например, в Государственном театре наций лифтер помогает сотрудникам сцены правильно и равномерно расположить тяжелый груз декораций в лифте. «Вроде бы малозаметная работа, но успех состоит из многих составляющих. Неравнодушное, внимательное выполнение на первый взгляд незначительных обязанностей – это тоже цена успеха», – отмечает Андрей Зверев.
«В СУ-11 трудятся высококлассные профессионалы, которые специализируются именно на лифтах сложных моделей, абсолютно разных производителей и разного времени выпуска, – говорит генеральный директор АО «Мослифт» Вартан Авакян. – Лифты подлежат периодическому обновлению, но это всегда постепенный процесс. Так, например, на Котельнической набережной и Кудринской площади лифты в свое время были разработаны специально для этих зданий, они уникальны. И хотя сегодня это уже совсем другие лифты, успех нашей команды базируется на комплексе глубоких знаний как тяжелого, сложного оборудования прежних времен, так и самых современных моделей лифтов, начиненных новейшими микропроцессорными компонентами».
Вартан Нахапетович поясняет, что теперь, в эпоху цифровизации, лифт по сути представляет компьютер, который способен передавать десятки, сотни показателей о своем состоянии, и это дает возможность управлять оборудованием и программировать его даже дистанционно. Например, в утренние часы можно использовать утренний режим, когда лифты располагаются на верхних и средних этажах жилых зданий. В вечернее время лифты, напротив, можно устремить на нижние этажи.
«Лифтовая техника постоянно совершенствуется, и это продиктовано общемировым стремлением к безопасности, энергосбережению и обеспечению комфорта пассажиров вертикального транспорта. Мы постоянно представляем пользователям наши новые решения, направленные на развитие лифтовой отрасли. Специалисты компании создают более совершенные модели, которые строго соответствуют стандартам качества и уровню безопасности пассажиров», – отмечает генеральный директор АО «Мослифт» Вартан Авакян.
Диана Слепицына.
На главном фото: Административный аппарат СУ-11