Елена Булова. «Идиот» Андрея Житинкина изменит отношение молодежи к Достоевскому

В Малом театре идут репетиции спектакля «Идиот» по произведению Ф. М. Достоевского, 200-летие со дня рождения которого читающий мир будет отмечать 11 ноября. Наш театральный обозреватель в эти дни пообщалась с режиссером-постановщиком спектакля народным артистом России Андреем Житинкиным.

— Андрей, вы снова выступаете первооткрывателем, ставя произведение, которое никогда не шло в Малом театре?

— Для Малого театра «Идиот» — материал неожиданный, потому что он действительно никогда на этой сцене не шел. Так уж получилось. Все театры сейчас ищут для себя какой-то неожиданный материал. Я посмотрел:  кто-то  уже репетирует «Бесов», кто-то «Преступление и наказание», но «Идиота» пока не взял никто, Малый театр стал первым в этом смысле. Естественно, артисты очень обрадовались.

«Идиот» — огромный роман, поэтому я сделал свою сценическую версию. В спектакле заняты все мои любимые народные артисты, захотевшие в этом проекте участвовать, – это и Ирина Муравьева, и Борис Невзоров, и Владимир Носик, и Александр Клюквин, и Александр Вершинин…

— Но, наверное, заняты и молодые артисты?

— Разумеется. В Малом — талантливая молодежь. Раньше  была тенденция, что в подобных спектаклях играли только возрастные актеры, маститые, но сейчас тенденция абсолютно современная, то есть будут играть молодые люди. Я их специально «перемешал» с мастерами, и для них это серьезная строка в биографии.

— «Идиот»  — это «космос», столько тем и линий там намешано. На которой остановились вы?

— В нашей сценической версии будет много любви. И она называется «Идиот. История любви». Ну и история страсти, конечно. Там будет даже уже и не любовный треугольник, а любовный тетраэдр, будут подключены  другие параллельные линии. Спектакль начинается с того, что герои за деньги пытаются купить любовь. Власть денег будет показана не только в знаменитой сцене с камином, когда Настасья Филипповна бросает туда пачку  и они горят, все пытаются их спасти, а она запрещает. Потому что ей важнее возможность выбора, который она предлагает Гане.

Вообще в этом спектакле все вопросы очень современны. Можно ли купить любовь? Или она не продается? Чем можно жертвовать ради любви?  Потому что кто-то готов пожертвовать деньгами, а кто-то —  и жизнью. И это зритель увидит в спектакле.

Кроме того, я обратил внимание, что мало кто помнит самые последние страницы романа. Как-то так случилось, что все помнят его до знаменитой сцены, которой заканчивается фильм Пырьева  с Яковлевым и Борисовой в главных ролях. И очень многие, кто не читал романа, а таких достаточно, даже не подозревают, чем это произведение заканчивается. У нас финал будет обязательно.

— Молодые люди не читают Достоевского, потому что существует предубеждение, что Достоевский – это мрачно и  длинно.

— Это неправда: в этом романе есть ирония невероятная и есть некоторые очень яркие характеры, которые сегодня назвали бы словом модным «фрики», то есть существующие на уровне гротеска. В этом спектакле очень странная компания героев. Так что у нас будет спектакль яркий, динамичный,  очень красивый, с замечательной сценографией и костюмами Андрея Шарова — мастера, который одевал и Гурченко, и Пугачеву. В спектакле будет много поэтических вещей, например сны Мышкина. Те, кто читал роман, помнят, что Мышкин очень много из своих снов рассказывает. Понятно, что он сам  — не совсем здоровый человек, у него есть припадки, но при этом  Мышкин – это альтерэго самого Достоевского, который хоть и страдал эпилепсией, но был гением. Любой специалист  вам скажет, что это заболевание с годами прогрессирует, среди эпилептиков не было гениев, а  Достоевский в этом смысле – исключение. Он жил с этим всю  жизнь, и при всем том каждый новый роман у него был все лучше и лучше, выше и выше. Достаточно вспомнить поздних «Бесов», в котором он просто выступил провидцем всего того, что потом произошло со страной.

Достоевский очень много сил отдал Мышкину. Для него это святой человек, абсолютный бессребреник, чистый и искренний, которому ничего не нужно, кроме любви. Поэтому-то он всем  и кажется идиотом: нельзя в нашем циничном мире так существовать – благородно, наивно, красиво, всем помогая.

Поэтому наши посылы в зал таковы: «Любовь нельзя купить», «Нет ничего выше любви», «Любовь даже выше смерти».

— На какой возраст ориентирован ваш спектакль?

— Очень надеюсь, что в зале будет много молодежи. У молодежи предубеждение к Достоевскому, я хочу сломать это предубеждение. На мои спектакли молодежь ходит, и я хочу, чтобы они открыли для себя Достоевского, как многие открыли для себя Лермонтова, попав на мой «Маскарад» в Малом с Борисом Клюевым в главной роли. Я хочу, чтобы их  не просто привлек динамичный сюжет, но и зацепила  философия Достоевского.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x