Проблемы и перспективы малого и среднего бизнеса в строительстве

строительство

2020 – 2021 годы стали для строительного комплекса Российской Федерации временем серьезных испытаний. Ведь в эти годы кризисным воздействиям подверглась вся мировая экономика. В дополнение к этому негативно на мировую экономику повлияла и пандемия коронавируса COVID-19. По мнению некоторых экспертов в области строительства, стройкомплекс Российской Федерации в 2020 – 2021 годах столкнулся с серьезными вызовами времени, с которыми он успешно справился. И как считают эксперты, это произошло во многом благодаря тому, что руководством страны были выстроены правильные государственные приоритеты.

Именно правильно выстроенные приоритеты стали основой того, что, например, в Российской Федерации за последние годы мы наблюдаем значительный рост строительства промышленных и инфраструктурных объектов – вопреки пессимистическим прогнозам разных аналитиков. Причем помимо строительства заводов, новых дорог и прочих объектов, значительный рост был и в строительстве жилья.

По мнению экспертов, здесь нужно подчеркнуть очень важный момент, а именно то, что население в Российской Федерации с каждым годом увеличивается, и вместе с этим у нас в стране вырастают требования к возводимому жилью. Новое жилье строится не только более комфортным с точки зрения планировки. Наряду с новыми жилыми кварталами строится и развитая социальная и культурная инфраструктура – музеи, театры, кинотеатры, общеобразовательные учреждения, поликлиники, физкультурно-оздоровительные комплексы, торговые объекты и многое другое. При этом для комфортного проживания и отдыха населения, согласно инвестиционным контрактам, государством на плечи застройщиков жилого фонда возложено строительство школ и детских садов, обустройство придомовых территорий детскими и спортивными площадками, а также прокладка инженерных коммуникаций.

По мнению экспертов, немалый вклад для претворения в жизнь выстроенных руководством Российской Федерации важных для государства приоритетов внес, в том числе, малый и средний строительный бизнес.

Рассуждая о перспективах развития малого и среднего строительного бизнеса в нашей стране, эксперты пришли к общему мнению, что перспективы достаточно большие. Ведь если посмотреть на общемировую статистику, то доля малого и среднего бизнеса в строительных отраслях экономически развитых государств стабильно остается весьма высокой. Это обусловлено массой причин, о которых можно говорить очень долго.

И все же, по мнению специалистов, доля малого и среднего бизнеса в строительной отрасли к началу 2020-х годов в России, к сожалению, снизилась. На их взгляд, это связано не с процессами в самой экономике, а скорее всего, с введением новых, во многом прогрессивных законов и регламентов для строительной отрасли, которые пока еще не полностью прошли «обкатку» на практике.

К числу таких «не обкатанных» практикой законов эксперты отнесли и появление так называемых эскроу-счетов, идея которых была скопирована из зарубежного опыта без учета имеющихся у нас нюансов. Так, например, работа через открытие эскроу-счетов приводит к тому, что застройщикам-бенефициарам, уже работавшим по договорам долевого строительства, приходится изыскивать деньги на стороне, оформляя новые кредиты. При этом и проценты по кредиту, и расходы на ведение эскроу-счета оплачиваются самим бенефициаром, то есть строительной компанией. Никто также не отменял обременения по строительству детских садов и школ. И как в таких условиях застройщику получать прибыль, с которой государство должно получить налоговые сборы в бюджет? Возможно, что включение самого государства в договор открытия эскроу-счета как четвертого участника, решило бы множество технических проблем. Например, когда администрации населенных пунктов, в каких-то моментах могут тормозить исполнение бенефициаром своих договорных обязательств. В результате, застройщик не укладывается в сроки сдачи объектов и несет убытки, а государство недополучает в бюджет налоговые сборы с прибыли бенефициара.

В качестве другого примера «торможения» сроков выполнения договоров бенефициаром, по мнению экспертов, могут послужить и неожиданные технические споры, возникающие при переселении людей из ветхого жилья. Например – кто будет выплачивать компенсации энергетическим компаниям за финансовые потери, вызванные сносом ветхого жилья? Строительная компания к этим выплатам вообще не имеет никакого отношения. Но даже если эти компенсации примет на себя бенефициар, то он должен взять кредиты и платить проценты по ним! В итоге, возникает патовая ситуация, которая начинает «тормозить» сроки выполнения застройщиком своих обязательств. Идеальным решением проблемы могло бы стать взятие государством на себя расходов по выплатам этих компенсаций.

Еще одним фактором, влияющим на уменьшение налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации с прибылей строительных организаций, по мнению экспертов, являются существующие нормативы в градостроительном проектировании, обязательные к исполнению для всех. Но в последние годы в тех или иных регионах страны наблюдалась ситуация, когда не все строительные компании, занимающиеся возведением жилья, участвуют в строительстве детских садов и школ. Эта обязанность косвенно перекладывалась на других строителей путем увеличения количественных величин в нормативах, которые лишь к 2021 году немного снизились.

Ярким примером такого перераспределения обязательств, как считают эксперты, может служить строительство апартаментов, пользующихся определенным спросом у некоторой части населения. Апартаменты не относятся к жилым помещениям, но временная регистрация в них допускается, что косвенно влияет на рынок жилья. Это происходит потому, что покупатели апартаментов могут в них временно регистрироваться целыми семьями, что дает им право на прикрепление своих детей к школам и детским садам. Но где взять эти школы и детские сады? Ведь строители апартаментов от их строительства освобождены! Отсюда и возникает природа увеличения нормативов для тех, кто от строительства школ и детских садов не уклоняется.

В итоге добросовестные застройщики терпят убытки, а государство не получает в бюджет налоговые отчисления от их прибыли. И напротив, те, кто паразитирует на не прошедших практическую «обкатку» законах, обогащаются, избегая участия в строительстве объектов социальной инфраструктуры.

Конечно, как считают эксперты, все это происходит не по чьему-то злому умыслу, а в результате тех упущений, которые допускают некоторые молодые, талантливые, весьма образованные и амбициозные чиновники, которые пришли в управленческий аппарат. У них, к сожалению, пока еще не накопился профессиональный опыт, на который они бы могли опереться, чтобы понять глубину существующих проблем.

Что сейчас необходимо сделать, чтобы малый и средний бизнес в строительной отрасли России успешно развивался? Эксперты пришли к мнению, что для этого в первую очередь, нужна защита со стороны государства. Крупные предприятия могут себя защитить легко, а вот малый и средний бизнес, как показывает мировая практика, нуждается в прямой государственной защите. Малые и средние строительные предприятия не только выполняют задачи огромной государственной важности – строят жилье, школы, детские сады, переселяют людей из ветхого жилья – но и исправно пополняют государственный бюджет налоговыми отчислениями.

Сергей Орлов.