Потери года. Звёзды, которые ушли в 2021-м…

Уходящий 2021 год оставляет за собой огромную брешь, пробитую в мире культуры, в наших душах и сердцах. Невыносимо много тех, кто дорог стране и каждому из нас, ушли из жизни за последние 12 месяцев. Эти люди оставили яркий след в жизни, среди них есть настоящие друзья нашей газеты, есть те, кем мы гордимся  и искренне восхищаемся, как их современники, как почитатели таланта, как зрители. 

Режиссер Сергей Соловьёв…  Сергей Александрович  был из породы редких режиссеров, которые каким-то неведомым органом улавливали дуновения ветра в душной атмосфере советского бытия. 19 картин за полвека –  не так уж и много, но каждая была на слуху и вызывала бешенный интерес критиков и зрителей. Свою «Ассу» философски переосмысливал всю жизнь. Как-то на фестивале в Екатеринбурге признался: «Я, завершая ее, тоже ведь стоял и кричал с толпой, что «жду перемен». Чего же я тогда сам себя  не спросил, а каких , собственно, перемен  жду?» Эта фраза вполне могла бы стать завещанием мастера всем бунтарям  на планете, желающим «порушить старое».

Народная артистка РСФСР Нина Ургант… Озорная, веселая, проникновенная, драматичная. Она умела быть очень разной на экране. Образы созданные ею  в кинокартинах  «Укротительница тигров», «Двенадцатая ночь», «Вступление», «Я родом из детства», «Сыновья уходят в бой» стали образцом большого  актерского мастерства. А фильм «Белорусский вокзал», где она сыграла медсестру, навсегда останется  для  нас, людей, выросших  в СССР символом Дня Победы.

 Есть личности космического масштаба, которые еще при жизни становятся для более молодых поколений настоящими гуру и  аксакалами. Таким  был для многих легендарный  Александр Градский, народный артист Российской Федерации, который умел петь, играть, сочинять музыку и учить этому других красиво, изыскано и безупречно.

Нина Русланова, народная артистка РФ, уникальный талант, самородок. Родилась в последний год Великой Отечественной войны. Детство провела в детдоме и при этом  не озлобилась, а напротив, всю жизнь оставалась для окружающих  человеком-праздником. Фильмы с участием Нины Руслановой «Тени исчезают в полдень», «Мой друг Иван Лапшин», «Кин-дза-дза!», «Завтра была война», «Собачье сердце»  стали культовыми.

Звездным часом народного артиста РФ  и профессора РАТИ Валерия Гаркалина в кинематографе стала комедия «Ширли-мырли», где он предстал в образе братьев -близнецов  Шниперсона, Кроликова и Алмазова. Не менее блистательно  он играл и в других фильмах, сериалах, спектаклях…  Он заставлял людей смеяться над собой,  делая нас лучше и чище.

Не уступал ему в этом золотом качестве  и юморист Виктор Коклюшкин, с той только разницей, что  телеведущий сам и являлся автором ироничных текстов, мгновенно разлетавшихся на цитаты. Вот некоторые из них: «Зачем нам плановые маневры, если у нас незапланированные каждую неделю?», «Я хочу, чтобы стало лучше, а это судя по всему никому не нужно!», «Впечатление, что люди в Бога верят, но не доверяют», «Цензуры у нас нет, но у каждого есть чувство самосохранения». Как точно подмечено!

Диктора советского  телевидения Игоря Кириллова, народного артиста СССР, каждый человек, рожденный в Советском Союзе, знал в лицо и, конечно, по голосу. Его популярность зашкаливала, а скромность и интеллигентность была образцом для подражания. Его красивый голос сопровождал парады на Красной Площади, он вел все торжественные мероприятия. И ежедневно сообщал свежие новости, являясь, по сути, желанным гостем и в какой-то степени даже членом семьи в каждом советском доме.

Что за праздник без колоритных тостов  из фильмов про «Особенности национальной охоты, рыбалки, политики», снятых  режиссером и народным артистом РФ Александром Рогожкиным! Он был одним из самых образованных российских режиссеров. Его фильмография охватывала все жанры — от притчи до детектива, от комедии до фантастики, от хроники до военной драмы. При этом творения мудрого Александра Владимировича почти всегда базировались на байках. Наше кино многое потеряло с его уходом.

Ей рукоплескали Франция и Япония, США и Канада, Великобритания и  Мексика, она  выступала на  лучших сценах оперных театров Италии, в том числе  «Ла Скала», в  Германии и Югославии. Оперная критика о мастерстве певицы Большого театра Бэлы Руденко писала: «Безупречна». Такой она и останется в нашей памяти.

Кирилл Разлогов… Киновед,  телеведущий, наш товарищ. С ним можно было хорошо посидеть в компании, слушая кинобайки, которые он знал во множестве. И к нему же можно было обратиться с любым вопросом по истории мирового кино: автор 14 книг и 600 научных работ по истории искусства и кинематографа, он был энциклопедически образован. Занимал пост директора Российского института культурологии, возглавлял Гильдию киноведов и кинокритиков, и являлся программным директором самого уважаемого в стране Московского Международного кинофестиваля.

Художник Борис Краснов мыслил объёмами. Он сотрудничал практически со всеми звездами советской эстрады: оформлял «Рождественские встречи» Аллы Пугачёвой, концерты Людмилы Гурченко, музыкальный фестиваль в «Юрмале», шоу Майи Плисецкой и звезд русского балета «Прямо из Большого» в Нью-Йорке. Он делал сценографию к концертам Валерия Леонтьева, Филиппа Киркорова, Иосифа Кобзона, Льва Лещенко, Лаймы Вайкуле, Ларисы Долиной. Краснов являлся художником 167 спектаклей ведущих театров бывшего СССР, работал над оформлением ММКФ, «НИКИ», конкурса «Миссис Америка» во МХАТе и  показами мод Валентина Юдашкина.  Он был настоящим рыцарем сцены, и относился к ней, как к любимой женщине.

При имени Петра Мамонова многие люди с почтением снимают шляпу. Он прошел фантастический путь – от  ярчайшего представителя рока, бунтующего против всех и вся, до  вдумчивого философа, про которого Патриарх Кирилл сказал следующее: «Преодолев однажды серьезный внутренний кризис,  он переосмыслил свою жизнь, постарался сделать всё, чтобы быть достойным высокого христианского призвания»

Фильмы народного артиста РФ кинорежиссера Владимира Меньшова талантливы до неприличия, они сродни воздуху и воде — мы просто  состоим из них. В  подсмотренном им мире присутствуют «Розыгрыш»  и «Зависть богов», здесь  возникают периодически всевозможные «Ширли-мырли» (куда же без них?). В этом мире «Москва слезам не верит», зато под небом могут великолепно ужиться «Любовь и голуби».  Спасибо, Маэстро!

Грузины «советского розлива», они и ушли друг за другом. Сначала народный артист Грузинской ССР Кахи Кавсадзе, незабываемый Абдулла из «Белого солнца пустыни». А следом за ним, через два месяца, — режиссер, основатель Тбилисского театра марионеток Резо Габриадзе, сценарист фильмов «Мимино», «Не горюй!», «Кин-дза-дза», и по совместительству (о чем практически никто не знает) — скульптор питерского «Чижика-пыжика». Оба они — и Кахи, и Резо — жили и работали напряженно, но несуетно. Их фильмы были для нас будто глоток воздуха – иногда обжигающего, как ветер пустыни, иногда прохладного, как воздух прекрасных горных грузинских вершин.

Оператор Вадим Алисов, последний из могикан, народный артист Российской Федерации… Он  родился во время Великой Отечественной, а ушел из жизни в День Победы. Удивительный светлый, редчайшей души человек, он всех обезоруживал своей улыбкой. Глазами Вадима Алисова мы увидели фильмы «Жестокий романс», «Вокзал для двоих», «На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич всегда идут дожди», «Забытая мелодия для флейты». Он работал с Эльдаром Рязановым, Леонидом Гайдаем, Владимиром Меньшовым, Петром Тодоровским, Никитой Михалковым, каждый раз привнося в свое творчество особую, ни с чем не сравнимую лирику и динамику изображения.

Народный артист СССР Николай Сличенко – это целая эпоха. Талантливый цыган покорил сердца не только обычных зрителей, но и членов правительства. Он был обладатель удивительно красивого голоса, мастерски исполнял цыганские песни и романсы. «Очи черные», «Письмо матери», «Гитара семиструнная» неизменно вызывали шквал аплодисментов в зале.  А спектакль «Мы цыгане» с участием Сличенко был  сыгран 2222 раза, за что попал в Книгу рекордов Гиннесса как «долгожитель».

Как-то совсем не верится, что рядом с нами  больше нет и другого большого мастера, интеллигентнейшего человека, уход которого  стал настоящей потерей, как для российского кино, так и для театра. Народный артист РСФСР Андрей Мягков был не просто гениальным артистом, что ни у кого сомнения не вызывает, но и вообще всесторонне одаренным человеком. Он писал детективные  романы «лишь потому, что жене не хватает интересной литературы». И увлекался портретной живописью, создав портреты  своего друга Олега Ефремова, Галины Волчек, Михаила Горбачёва…

Предмет воздыхания многих советских женщин, народный артист России  Василий Лановой был лучшим офицером советского кино.  Лановой сыграл в «Офицерах» так, что профессия «родину защищать» после выхода фильма стала самой модной у советской молодежи. Ну, а театр его знал, как лучшего Калафа из «Принцессы Турандот».  А как читал Пушкина! «В актерской профессии, — любил повторять Лановой, —   надо все время держать форму. Потому что молодежь подпирает…» И он держал форму до последних дней своей жизни.

 Заслуженный артист РСФСР Юрий Лахин… Он стал широко известен после выхода на экраны сериалов «Ликвидация» и «Молодежка». А поклонники Театра  на Покровке запомнили его, в том числе, как  бесподобного Вершинина в «Трех сестрах» и Городничего в «Ревизоре».  Эти спектакли в начале девяностых гремели на всю Москву, билетов было не достать, и во многом заслуга этого принадлежала Юрию Лахину.

Борис Грачевский… Режиссер, сценарист, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, человек само о себе говоривший, что он живет «на солнечной стороне улицы». Так и было – жил, творил, любил, писал стихи, пел трогательные песни, посвященные маме. А в жизни миллионов российских ребят навсегда остался «Дядей Ералашем». Вот чья популярность у подрастающего поколения была беспредельна, как космос.

Денис Карасёв – исполнитель главных ролей в знаковых спектаклях «Ленкома»: Уленшпигеля в «Тиле», Кая в «Жестоких играх»,  Смерти в «Звезде и Смерти Хоакина Мурьеты», Кромвеля в «Королевских играх». Он был фантастически талантлив, что отмечал его учитель Андрей Гончаров, у которого он также работал в Театре им. Маяковского. Играя на сцене, никогда не повторялся, смотреть можно было бесконечно. В девяностые годы рядом с ним идти по улице было сложно: поклонники постоянно подходили и просили автограф. На экраны один за другим выходили картины с его участием: «Русская рулетка», «Катька и шиз», «Я — кукла», «Каменская». Он любил брать новые вершины в прямом и переносном смысле. И еще прекрасно писал, на любые события имел свой собственный аргументированный взгляд и обожал сына Данилу.

Увы, этот скорбный список далеко не полон. И хочется надеяться, что хотя бы до конца года пополняться он больше не будет.

Низкий земной поклон и светлая память людям, которые делали этот мир лучше, светлее и добрее…

Елена Булова.

Коллаж Елены Бодриенко

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x