Для россиян автомобиль становится роскошью

машина фото МП

Эксперты сообщают, что в 2022 году новые машины подорожают как минимум на 20%, и это при том, что в прошлом году цены уже выросли на те же 20%.

Как отметил директор локации РОЛЬФ Ясенево Алексей Голубятников в ходе пресс-конференции в НСН, цены на новые автомобили росли в течение всего 2021 года и в среднем за прошлый год поднялись на 20%. А так как, по его словам, цены на новые автомобили и на автомобили с пробегом взаимосвязаны, можно говорить и о росте цен на машины с пробегом:

«Люди, которые купили автомобиль примерно год назад, сейчас могут продать его или дороже, или за те же деньги».

Но, несмотря на рост цен, новых машин все равно не хватает, и период ожидания сейчас, как уточнил Алексей Голубятников, составляет в среднем от 3 до 4 месяцев. В этой, как выразился еще один участник пресс-конференции — генеральный директор ГК АВТОDOM Андрей Ольховский, «драматической ситуации» для того, чтобы приобрести автомобиль, людям все чаще приходится прибегать к поддержке банков, беря кредит.

Объективных причин у наблюдаемого роста цен множество: это и инфляция, и рост цен на сырье, и нарушение многих логистических цепочек поставок во время пандемии, повлекшее за собой сокращение объемов производства. Но кроме них, по мнению принявшего участие в обсуждении сопредседателя Союза потребителей РФ, председателя Московского общества защиты потребителей Антона Недзвецкого, во многом этот рост обусловлен «дилерскими накрутками»:

«Многие люди сейчас вынуждены либо отказываться от покупки нового автомобиля, либо, беря кредит, переплачивать весьма серьезные для своего семейного бюджета деньги. Эта тенденция, на наш взгляд, является крайне негативной, так как влечет за собой повышение закредитованности, повышает финансовую нагрузку при том, что доходы у большинства семей не увеличиваются».

Кроме этого, в подъеме цен, по мнению Антона Недзвецкого, отчасти виноваты сами российские покупатели:

«Когда в Европе вдруг резко повышаются цены на какие-то продукты, европейцы просто отказываются от их покупки. А психология нашего российского потребителя, к сожалению, такова, что если возникает ажиотажный спрос на что-то, надо срочно бежать и покупать по любой цене, потому что завтра может стать еще дороже. Мы такое, например, много раз наблюдали на валютном рынке. Эта психология сформировалась в результате всех тех кризисов, через которые мы проходили на протяжении последних нескольких десятков лет».

Тему «дилерских накруток» и скрытых проблем, возникающих при покупке нового авто, продолжил сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин:

«Потребителей несколько раз ставят в положение, которое я бы назвал близким к кабальным условиям. Во-первых, им говорят, мол, если вы хотите взять автомобиль, давайте мы вам поможем с кредитом. Но кредит-то – это не помощь, а очередная финансовая петля, потому что если посчитать итоговую стоимость автомобиля, купленного в кредит, она окажется существенно выше. Во-вторых, это уже набившая оскомину ситуация, когда обуславливают покупку одного товара покупкой другого. Это, между прочим, запрещено Гражданским кодексом! То есть вы приходите в автосалон и вам говорят, что вот есть машины по такой-то цене. Вы хотите ее купить, но вам говорят: «Нет. Подождите. Мы сюда положили еще коврики, положили какой-нибудь трос и т. п.». И оказывается, что всё это стоит во много раз дороже, чем если бы вы все эти товары купили в магазине или на любой интернет-площадке. Все это, естественно, существенно увеличивает стоимость итоговой покупки».

Все это очень плохо и не способствует цивилизованному развитию рынка, но глобальной причиной сложившейся «печальной ситуации» является, по мнению Алексея Егармина, провал программ Минпромторга по локализации производства автомобилей в РФ:

«В свое время много говорили о том, что здесь будут собираться автомобили. Но у нас как такового локализованного производства так и нет по сей день: есть отдельно взятые автомобили, к которым прикручивают колеса. Есть китайские бренды, которые здесь локализовали много чего, включая непосредственную сборку автомобилей. Но ни одного производства приличного автомобиля из тех, которые пользуются спросом, в России не локализовано».

Если бы, по его словам, эти программы Минпромторга были реализованы, мы бы выпускали из своих комплектующих недорогие народные автомобили в достаточных количествах. Но если бы все наши программы и указы реализовывались, наверное, это была бы уже какая-то совсем другая страна, а пока все, как правило, гладко только на бумаге, а вокруг – одни овраги…

Сергей Ишков.

Фото «Московской правды»