«Музыка Скрябина – это неудержимое, глубоко человечное стремление к свободе, к радости, к наслаждению жизнью», – писал Борис Владимирович Асафьев, выдающийся музыкант-ученый, один из основоположников современного российского музыковедения, музыкальный просветитель, композитор, критик, педагог.
В 2022 году весь музыкальный мир отмечает 150-летие со дня рождения Александра Скрябина – великого русского композитора, пианиста, мыслителя и новатора, чье творчество, не имевшее ни прямых предшественников, ни последователей, стало ярчайшей страницей музыкального символизма конца XIX – начала XX века и неотъемлемой частью мирового музыкального наследия.
Торжественный концерт в Московском международном Доме музыки с участием президента ММДМ, народного артиста СССР, «Артиста мира ЮНЕСКО» Владимира Спивакова и возглавляемого им Национального филармонического оркестра России – кульминация многочисленных событий, приуроченных к празднованию юбилея гения музыки.
По словам маэстро Спивакова, музыку Скрябина можно сравнить с планетой, которая затягивает своей гравитацией по мере приближения к ней. И сегодняшнему слушателю еще только предстоит в полной мере открыть ее для себя.
Собравшие в роскошном Светлановском зале ММДМ зрители и слушатели как раз и попытались принять и понять уникальные сочинения Скрябина, в которых отразились философские и эстетические концепции Серебряного века. Композитор считал, что искусство должно стать импульсом к преобразованию человека и Вселенной. Эта идея, выраженная в звуках и музыкальных символах, воплощена и в «Поэме экстаза», и во Второй симфонии – сочинениях, которые Владимир Спиваков выбрал для концерта-посвящения в Доме музыки.
«Поэма экстаза» – одна из вершин творчества композитора. «Сочинение, к которому Скрябин написал текст, но просил не показывать его дирижерам, чтобы это не отвлекало их от музыки, – это шедевр, новая веха в развитии музыки» – так говорит Маэстро Спиваков о главном произведении Скрябина.
Масштабная Вторая симфония – зрелое новаторское сочинение, замыслом которого стало утверждение силы и мощи человека. Собравшиеся в этот вечер любители прекрасного на себе «почувствовали» гений Скрябина и талант музыкантов оркестра Спивакова.
Третьим «пунктом» программы вечера-посвящения стала симфоническая картина «Волшебное озеро» Анатолия Лядова. Именно Лядову – авторитету в области гармонии, контрапункта и оркестровки, Скрябин доверил проверку партитуры своей Второй симфонии перед печатью. Маэстро Спиваков внес свой непосильный вклад в это произведение – он нашел для «Волшебного озера» удивительный фантастический звуковой колорит, вызывающий в памяти полотна импрессионистов: «картинно, чисто, со звездами и таинственностью в глубине», как писал Лядов.
Бесчисленное количество роскошных корзин с цветами, продолжительные аплодисменты публики и чарующая атмосфера влюбленности в гений Скрябина – таков музыкальный и эстетический итог концерта к 150-летию со дня рождения А. Н. Скрябина.
«…Скрябин… поразительно современен! Ощущение тревоги, непредсказуемости бытия, невозможности повлиять на исход событий, присутствие некой внешней силы, препятствующей проявлению воли человека, – все это очень ярко выражено в творениях Александра Николаевича», – сказал о главном Владимир Спиваков, комментируя подготовку к вечеру-посвящению Скрябину.
Владимир Сабадаш.
Фото Сергея Виноградова.