Московский метрополитен отметил 87-летие со дня открытия первой линии. По этому случаю прошла специальная праздничная программа, парад поездов, можно было увидеть старые схемы столичного метрополитена и фотовыставку, артисты проекта «Музыка в метро» подготовили концерты, спектакли и даже реконструкцию-перформанс дня открытия метро 15 мая 1935 года.
В рамках праздника прошла выставка ретровагонов, оригинальные салоны которых в течение нескольких лет до мельчайших деталей восстанавливали реставраторы. На выставке представили пять исторических вагонов, которые ходили в московском метро с 1940-х до 2008 года. В каждом вагоне сидели настоящие машинисты в форме соответствующего времени и с удовольствием отвечали на вопросы посетителей.
Первый вагон – «Г» – использовался с 40-х годов прошлого столетия. Разработка вагонов типа «Г» началась в 1936 году, на тот момент они были самыми быстрыми и надежными. Их использовали в метро Москвы и Ленинграда до 1983 года.
Вагон «Д» — это первый вагон с усовершенствованной ходовой частью. Он был собран и отправлен на обкатку 29 июля 1955 года. Вагон сделали энергоэффективным, а вес был уменьшен более чем на семь тонн. Такие составы перевозили пассажиров в метро Москвы (до 1996 года), Ленинграда и Киева.
Производство вагонов типа «Е» запустили в 1963 году, всего их было изготовлено 824. Они могли набирать скорость до 90 километров в час (на 15 километров в час больше, чем предшественники), были оснащены вентиляцией с автоматической подачей воздуха, а также имели более широкие дверные проемы — их увеличили с 1128 до 1380 миллиметров. Это позволило пассажирам быстрее входить и выходить и сократило время стоянки на станциях. Благодаря тому что двери и другие элементы кузова были сделаны из алюминиевых сплавов, а также из-за более тонкой стальной обшивки эти вагоны стали легче на 4,7 тонны. Они перевозили пассажиров в метрополитенах Москвы, Ленинграда, Киева, Тбилиси и Баку. В столичной подземке «Е» выходили на линии до 2009 года. На выставке показали последний вагон этого типа с номером 3605, с линкрустовой отделкой салона. Он курсировал в московском метро до 2008 года.
Также на выставке показали два служебных вагона: хозяйственные поезда обычно выходят на работу ночью, и пассажиры их не видят. УМ5 — старейший вагон-путеизмеритель и контактно-аккумуляторный электровоз ВЭКА. Это, по сути, одна большая батарейка. Именно из-за автономного питания этот поезд может работать без подачи напряжения на контактный рельс.
«На выставке мы решили показать нашим пассажирам, на каких составах передвигались по городу жители столицы в прошлом столетии. В экспозиции также можно увидеть хозяйственные машины, которые помогают работникам метро быстро и качественно осуществлять ремонт и техническое обслуживание устройств и сооружений», — рассказал первый заместитель начальника Московского метрополитена — начальник Дирекции инфраструктуры Дмитрий Дощатов.
Выставка прошла на станции «Партизанская», как нельзя кстати оборудованной третьим путем, так что все желающие могли посмотреть на вагоны и снаружи и внутри, при этом движение поездов проходило в обычном режиме.
Михаил Ковалёв.
Фото автора