Если вы решите пройтись по Малой Грузинской улице, то наверняка обратите внимание на необычный дом в псевдорусском стиле, похожий на сказочный терем.
Дом, отделанный бриллиантовым рустом и украшенный изразцами, еще в 1934 году занял Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева. А до того здесь находилось уникальное собрание российских древностей — одно из крупнейших в нашей стране. Хранились тут подлинные диковины: знатоки восхищались образцами редкого старинного оружия и церковной утвари, красотой ковров и тканей, изысканностью драгоценностей и гравюр…
Чего тут только не было! Кубки, из которых пили еще бояре, роскошные польские кушаки, великолепная русская парча. Один из ковшей был пожалован самой императрицей Елизаветой атаману Бородину. А на богатом шитье неведомые мастерицы изобразили Дмитрия Донского на Куликовом поле. В достатке было и всевозможных уникальных колыбелей, прялок, заморских ширм. Хранились архивы сорока шести государственных деятелей, в том числе Демидова и Воронцова. И даже знаменитое полотно «Обнаженная» Ренуара!
А собрал всю эту удивительную и столь разнообразную коллекцию выходец из купеческого семейства русских «текстильных королей» Пётр Иванович Щукин.
Когда-то Пётр Иванович раскопал в Писцовой книге 1625 года, что его род происходит от «Ивашки сына Щукина» из Боровска. Отец Петра Ивановича, Иван Васильевич считался центральной фигурой в мануфактурной промышленности страны. Женился на представительнице рода Боткиных – Екатерине Петровне. Боткины были не только богатейшими в России чаеторговцами. Их род славился своими дипломатами, художниками, врачами, учеными, литературными критиками. И еще они состояли в родстве с коллекционерами Третьяковыми.
У Ивана Васильевича Щукина было одиннадцать детей, из которых пятеро в итоге стали коллекционерами.
Младший брат упомянутого выше Петра Ивановича, Сергей Щукин, прекрасно известен как коллекционер уникального собрания французской модернистской живописи.
Что касается Петра Щукина, о котором идет речь, то в девятнадцать лет он прошел заграничную стажировку в Лионе. Молодой человек не просто обучался во Франции торговому делу, а серьезно изучал теорию создания шелковых материй, собственноручно ткал бархат. Там-то Щукин и «подсел» на коллекционирование.
В 1878 году Пётр Иванович возвратился в Москву в контору отца на Ильинке. Писатель Гиляровский пишет, что на Ильинку в кабинет вернувшегося в Москву Петра Щукина постоянно стекались «барахольщики с огромными мешками». Их, в отличие от других посетителей, всегда пускали без доклада. Барахольщики вываливали прямо на пол свои богатства, а Пётр Иванович погружался в тучу пыли, роясь в грудах старых вещей. Все самые неожиданные предметы, возникавшее спонтанно на Сухаревке в палатках или на развалах около них, постепенно перекочевывали в его кабинет, и, случалось, занимали достойное место в коллекции.
А когда в 1890 году ушел из жизни отец, Пётр Иванович тут же купил участок земли в Грузинах, на тихой улице близ Садового кольца (она принадлежала князю Сергею Яковлевичу Грузинскому).
Для строительства здания Щукин пригласил архитектора Фрейденберга, автора знаменитых Сандуновских бань, Московского купеческого банка и Петровского пассажа.
На тот момент в архитектуре был модным неорусский стиль. Пётр Иванович посчитал, что он будет перекликаться с коллекцией, и строительство музея пошло в этом направлении.
К осени 1893 года на Грузинской выросло двухэтажное краснокирпичное сооружение с нарядными кокошниками и шатровыми кровлями с красно-зелеными шишками, зеленой поливной черепицей и башенками. Крыльцо украсила копия подвески ярославского храма Иоанна Предтечи, решетка на лестнице повторила рисунок решетки церкви Николы Мокрого, расположенной в Ярославле.
Внутри терем выглядел не менее богато: роскошные сводчатые потолки, колонны, знаменитые арки с гирьками, великолепные изразцовые печи. На потолке верхнего этажа красовалось родословное древо Щукиных, под этой крышей находилась одна из лучших по тем временам библиотек.
А Щукин продолжать собирать экспонаты, места не хватало, и ему пришлось в итоге выстроить второе музейное здание, связанное с первым подземным тоннелем. Всё это время в здании над своими этюдами работали Суриков, Васнецов, Серов.
За четверть века до начала революции Пётр Иванович Щукин составил завещание, в котором оговаривалось, что свой музей он дарит городу. Такой вот дом, такая удивительная история.
Елена Булова.