Игорь Грабарь — русский импрессионист

В Инженерном корпусе Третьяковской галереи открылась выставка к 150-летию со дня рождения выдающегося русского художника Игоря Грабаря (1871 – 1960). Представлено около 120 живописных произведений (из них около 90 — работы И. Э. Грабаря), более 100 книг и документов из отдела рукописей. Экспонаты представлены Третьяковской галереей, Русским музеем, региональными музеями России, Национальным художественным музеем Республики Беларусь, частными собраниями.

«Ретроспектива самого яркого представителя русского импрессионизма, который был не только блистательным живописцем, но и одновременно основоположником советской школы искусствознания, директором Третьяковской галереи, ученым реформатором, создавшим структуру музейной работы. Созданная им система актуальна и сегодня. Игорь Грабарь был крупнейшим исследователем, способствовавшим изучению и сохранению древнерусского искусства, реставрации памятников старины. В истории отечественного искусства художник,  пожалуй, единственный, кто был наделен редким даром живописца и невероятным талантом организатора, умел видеть перспективы музейной работы, понимал необходимость и методы сохранения художественного наследия страны. Обладая страстным, кипучим темпераментом, он добивался превосходных результатов в каждом виде деятельности.

В своем творчестве Грабарь синтезировал опыт пейзажистов предшествующих поколений — традиции русской школы и новации современных ему направлений европейского искусства: импрессионизма, постимпрессионизма, символизма, модерна. Он создал собственный тип русского пейзажа, нашел новые возможности отображения родной природы в «послелевитановскую» эпоху. Широкое признание пришло к нему благодаря великолепным импрессионистическим пейзажам и натюрмортам. Вслед за знаменитой картиной «Февральская лазурь» (1904, ГТГ) он создал цикл работ под названием «Сказка инея». Творчество Грабаря существенно повлияло на развитие импрессионизма в России».

На этой выставке Игорь Грабарь предстает в разных ипостасях. Талантливый живописец, он создал серию зимних пейзажей и натюрмортов, поражающих зрителей невероятным мастерством и свежим подходом к  изображениям природы. В своем развитии Игорь Грабарь прошел путь от импрессионизма к декоративной плоскостности и обобщенности сезаннизма, придя во второй половине творческой жизни к соцреализму. И даже эти реалистические работы, особенно портреты, не могут оставить зрителей равнодушными. Так велико мастерство истинного художника.

 

Выставка занимает все экспозиционное пространство Инженерного корпуса и начинается с третьего этажа, где демонстрируются картины Грабаря дореволюционного и советского периодов. Первый зал оформлен как гостиная усадебного дома. Здесь представлены работы, исполненные в подмосковных имениях. Следующий зал решен как воображаемый парк-пленэр — место создания зимних пейзажей — и как мастерская, где художник писал портреты. В начале зимы 1904 года Грабарь оказался в Дугине — подмосковной усадьбе друга и художника Николая Мещерина.

Здесь появились лучшие его произведения, среди которых «Февральская лазурь» и «Мартовский снег» — наиболее яркие и выразительные примеры использованного художником метода разложения цвета, дивизионизма. Важное место в творчестве Грабаря занимают натюрморты.

В таких картинах, как «Хризантемы» (1905), «Неприбранный стол» (1907, обе — ГТГ), художник находит множество тонких колористических и композиционных решений. Последний небольшой зал третьего этажа оформлен в виде реконструкции кабинета искусствоведа, в котором можно познакомиться с научными трудами Грабаря.

Дизайнерское решение залов второго этажа раскрывает Грабаря как организатора в области музееведения, реставрации и охраны памятников. При нем собрание Третьяковской галереи значительно пополнилось, в частности, древнерусскими иконами и живописью художников авангарда. Именно он обозначил новые перспективы развития музея.

Десять картин художников авангарда — Ларионова, Гончаровой, Машкова, Кончаловского, Петрова-Водкина, Лентулова,  Фалька,  Кандинского — можно увидеть на выставке. Игорь Грабарь создал институции, которые успешно работают до сих пор — реставрационный центр его имени и институт искусствознания. Он много сделал для сохранения архитектурных памятников древнерусского искусства и XVIII – XIX веков, в частности, благодаря Грабарю не был взорван, а сохранен для потомков храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве!

Ирина Шведова.

Фото автора

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x