Фильм «Быть» нам не понравился, но…

Режиссёр: Александр Ковтунец, длительность: 114 мин.
Эффект был тем сильней, чем невпопад аннотации. Во всяком случае, назвать эту картину комедией можно лишь из неуважения к зрителю.
Мы не профессионалы-искусствоведы и можем ошибаться, но нам показалось, что «Быть» – настоящая драма с налетом хоррора. Но это верно для особо чувствительных, кто-то, может, и не обратит особого внимания на две сцены в лаборатории с человеческими эмбрионами. В девяностые годы был такой полуподпольный и очень прибыльный бизнес экспорта альфа-фетопротеина для омоложения организма богатых людей.
В целом картина «Быть» оставляет в памяти рэперскую тусовку с бесконечными воплями, в которой побеждает отвязанный парень не первой молодости, драки, погони, стрельба, погони на «Жигулях», назидательные притчи в анекдотической форме с оформлением смертельной угрозы, умилительно-сусальная картинка «Рождение Иисуса», также сюсюканье «Я тебя люблю» Сергея (Дмитрий Власкин) и Кати (Маргарита Аброськина) Федоровых, она же Октябрина.
Главный герой Илья (Олег Гаас) движется по сценарию из будущего в прошлое, представая перед зрителем подростком и ребенком в той же оранжевой куртке и бейсболке с козырьком набекрень. Затем, наконец, рождается совершенно голым без нелепого прикида.
И с этого момента решает, что будет другим. Второе, так сказать, рождение.
Почему Илья в одной и той же одежде во всех сценах и его телефон трое суток не разряжается, когда он ест и спит – логика тут неуместна, потому что повествование разворачивается в форме сумеречного сна главного персонажа.
Авторы фильма грамотно состряпали эклектичный набор перекрестного негатива. Нам трудно представить зрителя в одном лице, кому может понравиться такой компот, что-то обязательно отвращает.
Режиссер применил прием фальшивого финала, и даже начали идти титры. Затем лента быстро откручивается назад, и следует финал настоящий.
Он все меняет и в смысле фильма, и в отношении к нему.
Тут придется вспомнить то, что мы уже много раз писали. Россия обладает человеческим капиталом высокого уровня, соответственно, может делать все в науке и искусстве на фоне того, как англосаксы все это отменили и заменили чем-то противоположным под теми же названиями.
Произошло это вследствие разного подхода – поддержки семьи или ее разрушения. Была кампания в прессе, и был фильм «По семейным обстоятельствам». Он положил начало особому направлению в русском киноискусстве.
В новом русском кино мы видим некое раздвоение, как во всем и везде в мире. С той разницей, что деструктивный хоррор и антисемейное ЛГБТ на нашем экране как-то не клеится. Доминирует позитивное искусство с пропагандой в художественной форме патриотизма на фронте и в Космосе, на арене и спортивной? и исторической. Есть исследовательские фильмы с проникновением d самую суть нашего прекрасного нового мира.
И есть отдельная линия, она, может быть, самая мощная, пропаганды технологий совместной жизни мужчины и женщины. И все это на очень высоком уровне качества. Кино в России делать научились лучше всех.
Возражения не принимаются. Мы на рецензиях не зарабатываем. Спорить по пустому надоело.
Слишком много в этом прекрасном новом мире лжи, заказухи, садомазохизма, искусственной паники и фрустрации до степени утраты личности.
В нашем описании это кажется отталкивающим, если только не снять негативную модальность с нарратива пропаганды. Пропаганда действительно может быть оружием массового поражения, причем самой высокой эффективности по сравнению с бомбами, ракетами, дефолиантами, обедненным ураном или ипритом.
Россия половину этого списка не только не применяет, но и не имеет в арсеналах.
На протяжении тысячелетней истории русской государственности стране пришлось много воевать, но в отличие от партнеров по этой реально первой профессии, Россия умеет заканчивать войны миром с разумным балансом.
Магистральный путь России – искусство и технологии, причем буквально во всем, что составляет человеческую цивилизацию.
Фильм «Быть» первый на нашей памяти в своем роде. Ничего подобного нам раньше не попадалось. Очень качественно сделанная пропаганда отвращения к абортам.
Надо отдать должное создателям фильма, они сделали все возможное на данном этапе времени.
Современные поколения так воспитываются, что к осознанию собственной потребности в родительской любви приходят поздно или вообще не приходят, перекладывая ее на кошек и собак. Почему это неправильно, мы тоже писали. У хищных другая биология. Ни кошка, ни собака не заменят человека ни в каком качестве. Они могут сделать полную семью с детьми еще более полной.
Смысл фильма «Быть» в том, что дети меняют родителей в конструктивную сторону. Авторы показали данный факт максимально доступным способом совершенно прямолинейно. Когда ребенок осознает свою роль, его жизнь наполняется новым сверхъестественным смыслом, и он действительно становится другим.
Все мы прошли через неизбежную пубертацию и в меру личной изобретательности попортили нервы родителям. Тут главное не застревать на этой платформе на всю жизнь, как теперь часто бывает.
Мы надеемся, что фильм «Быть» станет только началом своего направления.
Проблема в том, что мужчины и без того испытывают отвращение к родам и абортам, поэтому надо бы как-то остановить пропаганду неуместного равноправия. Далеко не все женские секреты полезны для мужчин.
Легко представить по реакции персонажей на коллекцию человеческих эмбрионов. Вследствие временной инверсии половых ролей мужчины в среднем проявляют родительский инстинкт выше женщин. Ситуация, когда она хочет ребенка и радуется ему, а он предлагает пока завести собачку, все же редка. Это в фильмах так, а в жизни наоборот, подобно эпизоду романа «Маленький лорд» Юхана Боргена. Дефекты материнского инстинкта описаны более точно. Например, в трудах нейрофизиолога Вячеслава Дубынина или в художественной форме в фильме Андрея Звягинцева «Нелюбовь».
Описание половой системы мужчины существует достаточно яркое, однако аналогичные описания для некоторых животных сделаны лучше. Общего тут мало. Мужикам приходится добывать опыт сквозь мифы и пропаганду отклонений за свой счет, иногда до состояния отвращения к себе и импотенции. В женском мире мужчинам отведена обслуживающая роль, как будто у них нет собственной физиологии и им можно навешивать женские качества, чтобы посмотреть, что будет. В этом смысле фильм «Быть» тоже содержит определенный прорыв.
Невозможно впихнуть всю правду жизни в деформированное сознание одним ударом.
Первый был в нашем понимании удачным, и мы поздравляем авторов фильма с безусловным успехом. Тут главное с юмором относиться к рецензиям профессионалов и отзывам построенных зрителей. Талантливое произведение оценивается по злопыхательству, которое вызывает.
Реклама фильма слабая, и охват расширяется за счет ее неадекватности. Вряд ли тут возможно провести социологию, оценочно нам кажется, заложенная в фильме задача будет достигнута даже в душах тех, кто вышел из зала со злобным брюзжанием.
Повышение рождаемости вряд ли последует, это другая задача. Тут речь идет о ремонте родительского инстинкта.
Фильм «Быть» дает однозначный ответ на вопрос Гамлета, и этот ответ вынесен в название.
Лев МОСКОВКИН, Наталья ВАКУРОВА.
Фото Софьи Сандурской / агентство «Москва»