Народная артистка России Валентина Талызина предстала перед зрителями на сцене Театра Моссовета в образе Графини в пушкинской «Пиковой даме» – спектакле, поставленном режиссером Игорем Яцко.
Анна Федотовна, которую играет Валентина Илларионовна Талызина, имеет вполне реального прототипа. Известный сюжет был вовсе не выдуман Пушкиным, а подсказан ему в свое время молодым князем Голицыным, который однажды, проигравшись, вернул деньги, поставив по совету собственной бабки на три карты, некогда названные ей Сен-Жерменом. Пушкина очень увлекала эта мистическая история.
В спектакле дух аристократического общества времен Голицыных передан через интерьеры петербуржских особняков (сценограф Наталья Авдонина), через салонные разговоры, вихрь мазурок (хореограф Рамуне Ходоркайте) и упоительные романсы на стихи Пушкина и Дениса Давыдова. Романсы эти артистично звучат с подачи заслуженного артиста России Андрея Анкудинова, великолепно играющего на гитаре и специально приглашенного из Театра сатиры на роль Сурина.
Особую атмосферу придает действию и фортепианный квартет в составе Дмитрия Берлизова, Татьяны Бреславской, Сергея Пантелеева, Елены Федотовой, исполняющий живую музыку прямо со сцены. Есть в спектакле и дуэт Лизы и Полины Петра Ильича Чайковского: в постановке Игоря Яцко – много разных «ингредиентов», создающих дополнительный объем.
…В кругу молодых людей, собирающихся вечерами поиграть за карточным столом и потанцевать с дамами, немец Германн (Станислав Бондаренко) слышит таинственную историю, после чего решается кинуть вызов самому Провидению, невольно вступая в отношения с темной мистической силой. Эта сила действует через образ умершей от испуга и явившейся после смерти Германну Графини. Обещая помощь, эта же сила обманывает Германна и в итоге сводит его с ума: шутки с потусторонним миром, как оказывается, бывают опасны.
Процесс борьбы Германна с собственными бесами – одна из центральных идей произведения Пушкина. Германн, всю жизнь придерживающийся принципов умеренности и трудолюбия, вдруг поддается искушению легкой наживы. Вот он – грех сребролюбия! Открестившись от нравственных терзаний, герой решается пуститься во все тяжкие, после чего жизнь его катится вниз, словно снежный ком с горы, обрастая страшными подробностями. В ход во время затеянной им низкой игры идут и обман наивной Лизы, воспитанницы Графини (Ксения Комарова), и незаконное проникновение ночью в чужой дом, и угрозы несчастной старухе с требованием назвать три карты.
Сам Германн в исполнении Станислава Бондаренко разительно похож на Наполеона в его фирменной треуголке (эффектные костюмы Вадима Андреева). Сравнение правомерно: как и французский император, герой вознесен обстоятельствами на самую вершину и откуда низвергнут в пропасть. Он теряет душевный покой и в итоге оказывается в Обуховской лечебнице для душевнобольных. Там он уже больше не ведет философских размышлений о собственном месте во Вселенной, зато затравленно повторяет загадочные слова: «Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!..» Весьма показательный урок.
В декорациях, напоминающих стилизованную рождественскую открытку начала XIX века, пушкинскую историю нам рассказывают артисты Александр Бобровский, Ксения Хаирова, Ксения Комарова, Александр Емельянов, Дмитрий Журавлев, Дмитрий Попов, Павел Усачев и другие. Соединение нравственных проблем с элементами мистики, как и таинственная достоверность сюжета, вот уже 190 лет прочно удерживает внимание, заставляя самых разных людей размышлять над глубинными причинами, столь круто изменившими судьбы всех вовлеченных в это действо персонажей.
Елена Булова.
Фото Геворга Арутюняна