25 января вышел фильм «Мастер и Маргарита» режиссера Михаила Локшина.
Об этой картине было так много сказано и написано, что оскомина, кажется, набита задолго до выхода ленты в прокат. При этом мало кто высказался на тему того, в каком удивительном пространстве разворачиваются события «Мастера и Маргариты» на экране. А это пространство точно требуют внимания, там более что сложная компьютерная графика увеличила стоимость ленты до 1,2 млрд рублей.
Сталинская Москва с легкой руки сценариста Романа Кантора предстает перед нами такой, какой могла бы стать, реализуйся в свое время проект генплана города образца 1935 года. На экране столица с узнаваемой топографией дополнена жутковатыми архитектурными сооружениями, гигантскими высотками с многометровыми белоснежными скульптурами вождей на крышах. Страшный сон, да и только, который, слава Богу, не воплотился в реальности!
Но именно в таком пространстве и беседуют Председатель МАССОЛИТа Михаил Берлиоз (Евгений Князев) и его молодой спутник поэт Иван Бездомный (Даниил Стеклов). Чуть раньше в картине звучит вскользь оброненная кем-то фразочка про то, что Патриаршие пруды будут перестроены и по ним пойдет трамвай.
Фантазия Писателя (Евгений Цыганов) тут же перестраивает «Патрики» в духе времени. За спинами Берлиоза и Бездомного возникают не уютные пруды, а огромное, закованное в серый гранит прямоугольное водное пространство, напоминающее площадь перед горкомом партии накануне 1 мая. В бассейн низвергаются водопады из серого гранитного источника. Снизу послушно бьют фонтаны. Сзади маячат высоченные сталинские дома, перед которыми высится каскад гигантских арок. Ни один москвич – ни коренной, ни приезжий, в жизни не признает в этом исковерканном архитектурном уголке столицы исторические Патриаршие пруды.
А как удивительно решена сцена полета Маргариты над альтернативной утопической Москвой! Маргарита скользит на своей швабре между фасадами узко стоящих сталинских небоскребов, остервенело срывая по дороге красные лозунги, преграждающие ей путь. И, вырвавшись из каменной клетки, взмывает в небо к шпилю самого высоченного здания, сильно смахивающего на нереализованный проект Дворца Советов, уходящего за облака 415-метровым гигантом. Она облетает гигантскую голову вождя мирового пролетариата (спасибо, что не матерится при этом!) и отправляется крушить квартиру критика Латунского. Самое время!!!
Конечно, на фоне таких сооружений деревянный домик Мастера с его подвалом и уютно пылающей печкой смотрится настоящим Ноевым ковчегом.
Большое количество эпизодов снималось, кстати, в историческом дворе Ленинской библиотеки и в здании самой библиотеки, перед которой велся ремонт площади: дощатая низкорослая столица на наших глазах превращается на экране в город социалистической мечты.
Картину Михаила Локшина не стоит сравнивать ни с прекрасным сериалом Владимира Бортко, ни с многострадальным фильмом Юрия Кары, упустившим свое время релиза из-за многолетних разборок продюсеров.
Способ подачи материала у Локшина совсем иной: писатель, прототипом которого является сам Булгаков, создает роман. Он пробирается от пролога к эпилогу на ощупь, не зная, куда его вывезут кони фантазии. Каждый новый день подбрасывает материал для новой главы. В фильме переплетаются три сюжетные линии: линия писателя, линия мастера, которым в романе представляет себя писатель, и линия с «иерусалимскими сценами».
Постепенно грань между мастером и писателем стирается, в результате чего писатель (или мастер?) оказывается в психиатрической больнице, тоже, кстати, носящей фантастические формы космического сооружения.
На страницах книги о силе, «которая вечно хочет зла и вечно совершает благо», Писатель сводит счеты со своими обидчиками. Например, с неким Майгелем, который в реальной жизни работает на соответствующие органы (замечательная работа Алексея Гуськова). В романе же Майгель становится бароном, с которым расправляется уже сам Воланд.
Опала Писателя и запрет его евангельской пьесы «Пилат» позаимствована из хитросплетений судьбы Булгакова, «Дни Турбиных» которого сначала ставились во МХАТе, потом попали под запрет, и опять оказались в репертуаре. Мы видим, откуда в романе, собственно, появился Воланд, как возникла Маргарита.
Воланда играет немецкий артист Аугуст Диль, он точен в роли немецкого профессора, удивляющегося бардаку, царящему в советском писательском сообществе. Но масштаба Олега Басилашвили в роли Воланда Диль явно не достигает. Впрочем, этого и не требуется: Воланд, Понтий Пилат, Иешуа предстают обычными людьми, ничего потустороннего, мистического и божественного ни в ком из них нет. «Иерусалимские» сцены поданы вообще вскользь: фильм исследует психологический пласт бытия, не стремясь к высоким духовным сферам.
Евгению Цыганову (Мастеру), на мой взгляд, мешает шлейф большого количества центральных ролей, в которых он снялся, начиная с «Оттепели». Цыганов сдержан, немногословен, слегка ироничен, но в принципе это тот же Цыганов, которого мы уже хорошо знаем.
Маргарита Юлии Снигирь – прекрасна. «Вопросы крови – самые сложные вопросы в мире» (от себя добавлю – и в кинематографе тоже). В Юлии есть шарм и утонченность, чувствуется та самая порода, которая нужна для образа Маргариты.
А вот шайка Волонда сильно уступает бортковской. Справедливости ради надо сказать, что Филиппенко, как и Абдулова, переиграть практически невозможно. Юрий Колокольников (Коровьев-Фагот) искренне старается, но дальше фиглярства дело почему-то не идет (может, таковой была установка режиссера).
Блистательный Алексей Розин, столь ярко сыгравший в недавнем фильме Шамирова «Меньшее зло», в роли Азазелло выглядит мрачноватым мясником, подсовывающим Маргарите крем под стеной Кремля.
Сцена погрома Маргаритой-ведьмой квартиры Латунского – отдельная песня! Вот уж действительно под счастливой звездой родился Латунский, которого траурное заседание спасло от встречи с этой ведьмой: столько стекла, зеркал, мебели было варварски изуродовано буквально за несколько мгновений!
Короче, «Мастер и Маргарита» образца 2024 года – яркая иллюстрация строки Анны Ахматовой «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда». Ну, или, в перефразе, «когда б вы знали, из какого сора создаются писателями великие романы». Собственно, весь фильм – именно об этом.
Елена Булова.
Фото предоставила PR-служба картины