Конфискацию не надо путать с деприватизацией и национализацией

Об этом в ходе пресс-конференции в НСН напомнил заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, глава Российского союза налогоплательщиков Артем Кирьянов, комментируя участившиеся случаи оспаривания результатов приватизации промышленных объектов по искам Генпрокуратуры РФ.

парк, сквер на Серпуховском Валу, коляска, прогулка, отдых, весна, фото Юлия Смагринская

По данным экспертов, с 2020 года число дел, в которых Генпрокуратура оспаривает результаты приватизации, выросло в 8 раз. Этот показатель достиг рекордной величины за все время наблюдений. Буквально на днях судебные приставы арестовали счета и активы на 100 трлн руб. по иску Генпрокуратуры России о взыскании имущества «Макфы» и аффилированных компаний в интересах государства. «Макфа» входит в топ-5 крупнейших в мире производителей макарон.

«В последние годы после начала СВО и достаточно серьезного противостояния с недружественными странами стал часто использоваться термин «национализация». Конечно, он политически окрашен; конечно, он окрашен с точки зрения «левых» политических партий. <…> Но при этом мы должны понимать, что национализация – это далеко не бесплатный государственный процесс: прежде чем что-то забрать у добросовестного приобретателя, должен идти разговор о компенсации ему стоимости собственности, которой государство хочет управлять. <…> Так что на сегодняшний день «национализация» – это просто слово, которое употребляется иногда к месту, иногда не к месту, но не имеющее под собой четкой процедуры, не имеющее никакого законодательного оформления».

Если говорить о понятии «деприватизация», то оно, по словам Артема Кирьянова, стало употребляться в связи с противодействием коррупции из-за того, что в какой-то момент из уголовного права России исчезло понятие конфискации:

«То, что сейчас делает Генпрокуратура, морально оправдано большинством наших граждан. Фабрики, заводы, пароходы и другие активы эти господа получили, находясь на госслужбе с зарплатой в 100 тыс. рублей в месяц. Так не бывает! Поэтому здесь вопрос с морально-политической точки зрения абсолютно понятен, другое дело, что, возможно, требуется какая-то доработка, связанная с техникой применения каких-то санкций и практик в рамках борьбы с коррупцией».

Однако, как отметил еще один участник пресс-конференции, президент Союза адвокатов России, доктор юридических наук Игорь Трунов, за последние годы практика применения мер по изъятию имущества приобрела широкомасштабный характер, и далеко не во всех случаях она вызывает всеобщее моральное одобрение:

«Как ученый, как доктор юридических наук я написал ряд статей на тему изъятия имущества, в которых провел анализ всей той судебной практики, которую мы имеем с 2013 года. Я напомню, что эта норма у нас появилась с 1 января 2013 года, и у нас есть анализ практики ее применения от Верховного суда, из которого ясно, что разговор о том, что это касается только крупного бизнеса, не соответствует действительности. Я приведу пример Северного Кавказа: у «Дагомыс-чая», «Хоста-чая», «Мацестинского чая» землю отняли. В сочинских судах за февраль подано 250 исков по отчуждению земельных участков со строениями: арест уже наложен на 11 тысяч участков. В Туапсе 150 владельцев домов и участков потеряли землю. На Северном Кавказе – 1 тыс. 763 объекта, в том числе 37 санаториев, курортных учреждений и 680 объектов недвижимости. О крупных делах такого рода слышно, а о мелких не слышно, и мало кто об этом знает. Конечно, отдельный респект мэру Москвы и московскому уполномоченному по защите бизнеса Татьяне Минеевой за то, что в Москве четко организована эта работа. В Москве таких случаев нет! Это настоящий парадокс, так как по всей стране идет «вал», а Москва на этом фоне выглядит белым и чистым пятном. Анализ Верховный суд дал с 2013 года по 2019-й, но за эти 4 года было всего 19 таких дел, а сейчас это пошло тысячами».

На фоне такой массовости применения особую тревогу вызывают случаи, когда нормы, прописанные в законе, в правоприменительной практике истолковываются, мягко говоря, расширительно.

«В законе о соответствии расходов лиц, занимающих государственные должности, и иных лиц и их доходов, «иные лица» четко ограничиваются: в законе говорится, что ими могут быть жена госслужащего и его несовершеннолетние дети. А сейчас по всей стране идут иски, в которых кого только нет: это и акционеры, и директора, и папа с мамой… Но всех их в законе нет! Были предложения расширить эти нормы, в частности – в законопроекте депутата Госдумы Ярослава Нилова. Но оно не прошло. Оно не прошло, а практика идет по всей стране. Поэтому мы либо держимся в рамках закона и применяем то, что есть, либо меняем этот закон».

Кроме этого, как подчеркнул Игорь Трунов, не следует забывать о том, что закон не имеет обратной силы:

«Но сплошь и рядом эти меры применяются за рамками 2013 года. А почему? А потому, что тогда было куплено… Но давайте посмотрим, кто у нас крупные бизнесмены: вот Роман Абрамович – губернатор Чукотки; Петр Авен – в прошлом министр внешних экономических связей; Потанин – первый  заместитель председателя правительства; Вагит Алекперов – замминистра нефтяной и газовой промышленности; Александр Ткачев – краснодарский губернатор и министр сельского хозяйства. Если мы принимаем решения по покупке каких-то объектов 20 – 30 лет назад (а по всем тем делам на Северном Кавказе, о которых я говорил выше, покупки были совершены 20 – 30 лет назад), то тогда встает вопрос о том, что всему бизнесу придется «сидеть на чемоданах», потому что ему будет непонятно, как встраиваться, в рамках какого закона мы тут живем. У нас всегда так бывает: вот «святая» идея – давайте бороться с пьянством. Ну, конечно, хорошо, когда трезвое общество, здоровые люди, но ведь начали вырубать виноградники. Вот здесь и сейчас абсолютная аналогия: начали вырубать виноградники, начали вырубать наш бизнес».

Кроме всего вышеперечисленного, есть, по его словам, и еще один вопрос:

«Вот отняли агропромышленный комплекс у предпринимателя Андрея Коровайко (концерн «Покровский». – С. И.). В него входило что-то около 60 крупных колхозов и перерабатывающих предприятий, и всё это передали государству. А дальше что со всем этим делать в соответствии с законом? Передаем какому-то конкретному лицу? Тогда хотелось бы знать, в честь чего мы именно ему передаем? Мы передаем государству? Но мы этого уже наелись в советском прошлом, и мы с тех пор знаем, что государство – неэффективный собственник. То есть здесь должна быть четко регламентированная процедура, а ее нет. Зато недавно генеральный прокурор сделал доклад о том, что возвращено 15 предприятий военно-промышленного комплекса государству. Звучит это, конечно, красиво, благородно и т. д., но во всем мире рентабельность и эффективность – это частно-государственное партнерство. Когда одно государство владеет любым предприятием – это всегда проблема. И если вы 15 предприятий отняли, кому и как вы их потом передадите? Ведь никакой процедуры нет! Чем-то ведь это должно быть регламентировано, должен быть какой-то закон. Не случайно и то, что по всем этим делам повсеместно выступает истцом Генеральная прокуратура. Это определенная форма давления, ведь когда в определенный маленький провинциальный суд приезжает заместитель генерального прокурора с «флагом» «Я за государственные интересы!», но кто же против него выступит? Как можно дискутировать с генеральным прокурором?»

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в г. Москве Татьяна Минеева, также принявшая участие в пресс-конференции, рассказала о том, как московские предприниматели реагируют на эти тревожные тенденции:

«С 2023 года предприниматели на различных дискуссионных площадках выражают обеспокоенность из-за того, что участились иски Генпрокуратуры по национализации частных активов, но ко мне, как к московскому омбудсмену, таких обращений не было. Но в информационном поле эта тема постоянно крутится, и беспокойство однозначно есть».

Еще один участник обсуждения, председатель комитета по правовым вопросам Международного конгресса промышленников и предпринимателей Вячеслав Плахотнюк, напомнил о том, что когда в 2002 году принимались поправки в Гражданский кодекс РФ и сокращались сроки исковой давности (до 2002 года было 10 лет, а стало 3 года), тогда президент РФ Владимир Путин сказал, мол, да, нарушения были, да, проблемы были, да, приватизация была несправедливой, но сколько можно смотреть назад и рвать на себе волосы? Давайте идти вперед, сократим срок исковой давности по сделкам по приватизации до 3 лет и дадим людям работать. Сейчас, по его словам, ветер подул в другую сторону, и уже говорят о том, что и 10 лет мало. Сейчас Шохин, возглавляющий РСПП, просит о том, чтобы хотя бы вернули 10 лет. Но этот призыв уже никто не слышит.

Сергей Ишков.

Фото Юлии Смагринской

парк, сквер на Серпуховском Валу, коляска, прогулка, отдых, весна, фото Юлия Смагринская

Добавить комментарий