Чехов по-вахтанговски: в театре на Арбате дают «Ионыча» (16+)

В Театре имени Евгения Вахтангова – премьера чеховского «Ионыча». Олег Долин убежден, что сегодня зрителям нельзя без Достоевского, Толстого, Пушкина, Гоголя, Чехова. «Они для нас – счастье и настоящее утешение», – считает постановщик нового спектакля.

Режиссерский интерес Долина сосредоточен на открытии новых ракурсов, подходов, изучении лакун внутри хорошо изученного русским репертуарным театром чеховского наследия. Исследователь Долин ведет нас за собой не к ранним (смешным) рассказам, и не к позднему Чехову, известному своими крупными пьесами – его путь пролегает где-то между «Вишневым садом» и «Тремя сестрами» (рассказ «Ионыч» как раз и был написан в 1898 году).

В прочтении Долина «Ионыч» – абсолютно современная и завораживающая история. Она о том, как красивый талантливый молодой врач Дмитрий Старцев, приехавший в уездный город, влюбляется без памяти в местную барышню Катю Туркину, но, получив отказ и испугавшись собственного сильного чувства, навсегда запрещает себе любить. Постепенно быт затягивает Старцева: лишенный любви, он, несмотря на растущее благосостояние и славу врача, начинает разрушаться. Возвышенный образ Кати тускнеет, руки героя сами собой тянутся к хрустящим купюрам, а ноги приводят в кабак. Из думающего и пытливого человека Дмитрий превращается в Ионыча – во что-то страшное и пугающее. Все святое в нем улетучивается, красивое исчезает.

Отчего так произошло? Процесс деградации героя Олег Долин исследует пошагово, в каждой сцене, опираясь непосредственно на чеховский текст и большое количество немых сцен, дополняющих и уточняющих историю. Замечательно придуманные символы работают на общую задачу, иллюстрируя процесс, в котором человек, ощутив себя однажды жертвой судьбы, начинает плыть по течению и далее напрочь отказывается видеть последствия собственных решений.

Спектакль наводнен персонажами, живущими в маленьком провинциальным городке, но особой душевной красотой подкупает зрителя семья Туркиных.

Ироничный Иван Петрович (Александр Колясников) развлекает гостей анекдотами, играет в любительском театре и с пылкостью ухаживает за собственной женой. Его романтичная супруга Вера Иосифовна (Мария Шастина) пишет романы о том, «чего не может быть». Пара могла бы послужить для их собственной дочери примером счастливого брачного союза: в своем семейном мире Туркины действительно счастливы. Потому-то к ним так и тянутся соседи, охотно и часто  бывающие в этом гостеприимном доме.

Но дочь Туркиных Катя (Ася Домская), от лица которой, собственно, и ведется рассказ – совсем другая. Она ребенок избалованный, перекормленный любовью. Она принимает свое скромное музыкальное дарование за великий талант. Юная пианистка всей душой стремится в большой город в поисках славы, и в ее высокопарных речах об искусстве угадываются знакомые нотки восторженности Ирины из чеховских «Трех сестер».

«Ионыч» в Вахтанговском театре принадлежит к тем спектаклям, о которых зрители с придыханием говорят – «Поставлено!» Режиссура здесь, действительно, выше всяких похвал. Олег Долин мастерски обыгрывает каждую пядь чеховского текста, а там, где его не хватает, сооружает дополнительные пластическо-музыкальные конструкции, прицельно объясняющие движения  душ и истоки решений чеховских персонажей. На помощь режиссеру приходит музыка Чайковского и Моцарта. Язык тел, жесты, позы говорят в этом спектакле, порой, громче всяких слов.

Кроме того, Долин вводит в ткань спектакля новых персонажей, которых у Чехова вообще нет, но которые в программке заявлены, как «графиня из романа» (Ирина Смирнова) и «художник из романа» (Павел Юдин). Молчаливая парочка эта несет серьезную смысловую нагрузку: она изначально сходит со страниц, написанных Туркиной-старшей, а потом становится отражением внутренних переживаний Кати Туркиной, все-таки уехавшей в большой город. Жизнь Катерины складывается вне дома весьма прозаично – вместо консерватории девушке приходится работать пианисткой в дешевом кабаке, а потом и вовсе подрабатывать поломойкой.

Динамичные сцены невеселой городской жизни мелькают перед нами словно кадры немого кино. И, глядя на то, как на заднем плане «графиня и художник из романа» постепенно разоблачаются, утрачивая свои пурпурные наряды и меняя их на фривольные исподние лифы и панталоны, зритель вполне может предположить, что именно случилось в городе с  Екатериной Туркиной. Потому-то так органично чуть позже и прозвучат слова Ионыча, который при новой встрече с Катей замечает, что теперь в ней «чего-то уже недостает, или что-то появилось лишнее».

Артист Юрий Поляк, исполняющий роль Ионыча, точно показывает его трансформацию. Каким взволнованным, смущенным он предстает перед нами при первой встрече с Катей! Каким цинично-оценивающим, холодным является к ней через четыре года, после ее бесславного возвращения домой. (Тут впору вспомнить пушкинского «Евгения Онегина»).

Среди сцен Юрия Поляка особо обращает на себя внимание несостоявшееся свидание героев на кладбище, по которому влюбленный врач мечется среди могил, готовый поверить в любое чудо. Здесь он взаимодействует с ожившими надгробными статуями, здесь принимает судьбоносное решение сделать Кате предложение. Очень красивая, сюрреалистичная и неожиданная сцена…

Вообще, спектакль «Ионыч» Долина получился очень вахтанговским. Тут есть прекрасная музыка и танцы, здесь на сцене дует ветер и падают осенние листья, ездят невероятные транспортные средства, распахиваются двери, кружатся стены домов, бьется в огромной склянке светящийся шар влюбленного сердца. Здесь есть немало ироничных сцен, но в целом в послевкусии у зрителя остается лишь светлая печаль. Ее навевает не только фраза Ионыча «хорошо, что я на ней не женился», но и какое-то почти демоническое возбуждение отвергнутой Ионычем в финале Катерины Туркиной. Героиня с радостным удовлетворением рассказывает зрителю о том, в какую пропасть скатился этот слабый, некогда достойный и так любивший ее человек. Глядя на такую Катю, понимаешь, что изменился по ходу пьесы не только Ионыч. Екатерина тоже, увы, сильно изменилась.

Елена Булова.

Фото автора

Добавить комментарий