В информационном пространстве сейчас буквально кипят страсти по современной детской литературе.
Связано это в большей степени с заявлением председателя Совета по детской книге Союза писателей России Николая Нилова, который утверждает, что на основе проведенного им исследования 930 детских книг, изданных с 2020 по 2022 год, более 60% из них «создают у детей неверное представление о собственной идентичности, семье и нравственных ценностях», то есть транслируют в сознание детей деструктивное содержание.
В ответ на это заявление более 500 представителей издательств, библиотек, а также авторы детских книг, лингвисты, филологи, педагоги опубликовали на сайте журнала «Книжная индустрия» открытое письмо с опровержением данного громкого заявления, обосновав свою позицию тем, что самого исследования они не видели, а также поставили под сомнение его репрезентативность и корректность, поскольку 930 изданий составляют всего 2,4 процента от 39 000 наименований книг для детей и юношества, выпущенных за указанные три года.
Где истина, в чем причина конфликта и корень зла? За комментариями мы обратились к представителям книжного сообщества и попросили их высказаться на тему качества детской литературы.
По мнению президента Ассоциации развития качества дошкольного образования, генерального директора издательства дошкольной литературы «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» Эльфии Дорофеевой, когда звучит много громких слов, это вызывает всегда много вопросов.
– В отрасли индустрии детского книгоиздательства трудятся уникальные специалисты, преданные своему делу, понимающие свою огромную ответственность за содержание книг для детей. И тут опираться на мнение одного человека некорректно, тем более что его исследование не было представлено общественности, – говорит Эльфия Дорофеева. – Собственно, никто не запрещает свободно высказывать свою точку зрения, но целевая аудитория для обсуждения таких частных мнений – исключительно кулуарная. А для того, чтобы состоялся предметный аргументированный разговор профессионалов, заботящихся о качественном воспитательном и образовательном контенте книг для детей, и при необходимости разбор допущенных ошибок, надо как минимум получить само исследование. До сегодняшнего дня ответа на открытое письмо с соответствующим запросом от детских издателей, писателей, специалистов по детскому чтению не получено.
– Вы работаете в прямом контакте с учеными, проводящими исследования в области психологии детей-дошкольников. Помогает ли это в наполнении издательского портфеля и какие основные критерии являются важными для каждого издательства детской литературы?
– Ученые доказали, что дети воспринимают книги не так, как взрослые. Для них книга не просто страницы с текстом, которые нужно логически осмыслить, а целый мир эмоций и переживаний, портал в удивительный мир фантазий, где каждый герой оживает, каждая история становится частью их собственного опыта. Мы, взрослые, часто думаем, что из книги ребенок научится чему-то конкретному: считать, писать или различать цвета, оценивать, что такое хорошо и что такое плохо. Но ребенок не ищет смыслов, заложенных автором, а погружается в атмосферу истории, чувствует героев, переживает с ними радости и горести. Дети не пытаются понять, почему произошло то или иное событие, – им важен сам процесс проживания этих событий. И вот здесь надо сознавать, что именно взрослый доносит до ребенка те ориентиры, которые важны для него, обсуждает с малышом прочитанное, объясняет непонятное, акцентирует внимание на важных воспитательных темах.
– А как надо выбирать книги для детей?
– Выбирая книги для детей дошкольного возраста, важно помнить, что такая литература должна быть не только познавательной, но и эмоционально насыщенной. Ведь именно через эмоции дети учатся взаимодействовать с окружающим миром. Оценка качества детской книги – это своего рода искусство, требующее тонкого понимания детской психологии, художественного вкуса и внимательного отношения к деталям. Здесь нет однозначного ответа на вопрос, хороша ли книга, поскольку многое зависит от контекста и индивидуальных особенностей ребенка. То, что увлекательно для трехлетнего малыша, может оказаться скучным для шестилетки, и наоборот. Также огромное значение имеет полиграфическое исполнение: яркость иллюстраций, качество бумаги, удобство формата – все это создает первое впечатление и помогает удерживать интерес ребенка.
Как считает член Союза детских и юношеских писателей и Российского книжного союза Юлия Брыкова, характерная тенденция современного книгоиздания связана с существенным сокращением с 2022 года переводной литературы и повышенным вниманием издательств к российским авторам.
– Очень бы хотелось видеть, как сейчас наша детская литература начинает расцветать новыми красками, – отмечает Юлия Брыкова. – Надеюсь, в ближайшее время в книгоиздании для детей будут появляться новые талантливые авторы, а их книги не будут считаться вредными или опасными для детей, потому что наша общая задача сейчас – это воспитание гармоничного поколения.
Как заявил детский писатель, обладатель нескольких престижных литературных премий, таких как премия им. Вл. Крапивина, премия им. С. Я. Маршака, Станислав Востоков, эксперты Совета Российской библиотечной ассоциации и Российской государственной детской библиотеки ежеквартально формируют рекомендательные списки для библиотек.
– Мне кажется, что выбор детской литературы необходимо доверять тем людям, которые многие годы этим занимаются, имеют знания, репутацию, – делится своим мнением Станислав Востоков. – А делать громкие заявления, что половину детской литературы надо запретить, – не очень компетентно.
По словам президента Российского книжного союза Сергея Степашина, РКС, как ведущая отраслевая организация, выступает за консолидацию книжного сообщества, у всех участников которого одна цель – популяризация чтения, поддержка отечественных авторов и продвижение традиционных духовных ценностей посредством литературного творчества.
– Сегодня, когда детская литература особенно нуждается в развитии и поддержке, некорректные выводы, поспешные публикации и публичные выступления подрывают системные и многолетние усилия специалистов отрасли, – подчеркивает Сергей Степашин. – РКС давно и успешно сотрудничает с ведущими экспертами в области детского чтения, проводит глубинные исследования и мониторинги по книгоизданию и книгораспространению. Все отраслевые исследования должны проводиться только с участием экспертов с необходимыми компетенциями, многолетним опытом и авторитетом.
Заключение
Что читать и что не читать детям? Наша газета приглашает всех неравнодушных к обсуждению вопросов, какой должна быть детская литература, и приходилось ли вам видеть деструктивные книги, которые вы никогда не купите своему ребенку. Наиболее интересные комментарии мы будем публиковать на страницах нашего издания.
Мона Платонова.
Фото Анастасии Ширяевой