Татьяна Яхина: Мне удается быть и хорошей мамой, со слов моих детей, любимой женой, со слов моего мужа, и крепкой артисткой, со слов моего Мастера и людей, с которыми я работала.
Накануне выхода мистической медицинской драмы «13 Клиническая. Начало» беседуем с Татьяной Яхиной, исполнительницей роли одной из героинь сериала, Тамары.
– Что это за сериал и почему все должны его смотреть?
– «13 Клиническая. Начало» – это мистическая, медицинская драма. Сериал рассказывает про первую в мире больницу, в которой лечат пациентов, одержимых опасными сущностями, и все это происходит в Советском Союзе. Разве вы уже не заинтригованы? А смотреть надо, потому что это: во-первых, очень неожиданный и яркий сюжет, а во-вторых, всегда интересно, что же предпримут сильнейшие врачи СССР для осмысления того, что не имеет рационального объяснения и как они будут действовать, когда столкнутся с внутренними демонами не только пациентов, но и со своими собственными, разрешая при этом личные драмы.
– Работа с такими звездами, как Исакова, Миркурбанов и Прилучный, – это своеобразный мастер-класс или просто эпизод в биографии?
– Это и эпизод в биографии и, безусловно, мастер-классы от ярких и очень талантливых артистов. От Виктории, к примеру, которую я очень уважаю и люблю как артистку, я получила несколько очень ценных советов, которые впоследствии я использую уже для других ролей. Это большое удовольствие – наблюдать и взаимодействовать в кадре со столь яркими и востребованными актерами.
– Кто такой Илья Ермолов, выступивший режиссером сериала, и как вам работалось с молодым постановщиком?
– Илья Ермолов, может, и молод, но за его плечами уже несколько больших работ с высокими рейтингами, он много снимает, и очень успешно. Работа с профессионалами всегда дает огромный опыт и рост, и это взаимодействие с Ильёй не стало исключением. Я приобрела колоссальный опыт и очень за него благодарна.
– Сами вы обладаете сверхспособностями – ведь именно о таких людях рассказано в сериале «13 Клиническая. Начало»?
– Моя героиня, Тамара Ревазовна, ведьма, и ее сверхспособность – это забирать чужую вину, если человек себя грызет и ест за содеянное, то она способна эту муку забрать. Но это оставляет в ней большую усталость и белые пятна по всему телу, которые выглядят как витилиго. Такой способностью я не обладаю, но, безусловно, обладаю человеческой, на мой взгляд, очень полезной и важной способностью – слушать, тем самым облегчая думы и муки дорогих для меня людей.
– Верите ли вы в мистику и приметы?
– Я верю в высшую силу, в энергию, в карму и глубоко убеждена: что посеешь, то и пожнешь. Огромное количество примеров рядом со мной доказывает, что закон бумеранга есть, а что это, если не высшая сила. В приметы не верю, но при этом зачем-то смотрю во все зеркала по дороге, если приходится возвращаться, но в голове при этом всегда: «Таня, ну зачем ты это делаешь?»
– Дзюдо, плавание и лыжи – это поиск себя или ступенька к актерской профессии?
– Нет, это увлечения в детстве, хотя плаванием я занималась профессионально. В моем детстве было невероятно огромное количество разных кружков от школы и не только, и мы, дети, занимались всем на свете, так как были очень любопытными. Дома вообще не сидели, бегали с одного кружка на другой, уходили рано утром и возвращались поздно вечером. Безусловно, все кружки – это развитие и навыки, которыми я пользуюсь и по сей день. А плавание так и особенно, трех людей я спасла благодаря навыкам. Значит, все было не зря.
– Полуфиналы чемпионатов мира и финалы чемпионатов Европы в танцах – почему не продолжили выступления на этом поприще?
– Это огромная история моей жизни, и рассказать в двух словах ее сложно, могу сказать, что, когда мой Мастер, Всеволод Николаевич Шиловский, меня слушает, все время меня спрашивает, когда же я наконец уже напишу несколько томов книг о своей жизни. Все меняется, и я приняла решение в какой-то момент закончить профессиональную карьеру, разочаровавшись в том, как устроен профессиональный спорт и на какие подлости могут идти люди.
– Ваш путь в актерство: с чего все начиналось и как происходил процесс?
– Я всю свою жизнь провожу на глазах большого количества людей, будь то плавание, родной Норильский ТЮЗ, танцы – всегда и везде были зрители. А началось все с того, что я ушла из профессионального спорта и однажды меня спросили, почему я не иду в актрисы, после увиденного шоу со мной, и я задумалась. Думала недолго и в скором времени уже снималась в рекламе и первых фильмах и сериалах. Но, снимаясь, я четко понимала, что надо учиться, и поэтому в 27 лет поступила к Мастеру на курс во ВГИК и выпустилась с красным дипломом и полная уверенности в том, что я на своем месте.
– Два года в Норильском драматическом театре – что вы «приняли и поняли», работая там?
– Поняла, что, когда получаешь главные роли и тебя очень любит художественный руководитель, тебя не очень любят остальные ребята из труппы. Но это отличный был опыт, который я приняла и ушла из театра. Но наша художественный руководитель сказала маме, чтобы я не бросала это ремесло. И спустя 15 лет я вернулась на это поприще вновь.
– Учеба в Англии и преподавание в Японии – чему научились и кого воспитали?
– Я обожала это время. В Англии у меня были лучшие педагоги и профессионалы в спортивных бальных танцах, которые повлияли колоссально на то, кем я стала. Лондон был для меня местом знаний. А Япония стала для меня местом, в котором я очень много отдавала, обучая как любителей, так и профессионалов. За 2 года моего преподавания я воспитала много хороших пар, несколько из которых стали чемпионами Японии в том или ином классе, в том числе и в любителях, а также призерами в профессионалах. Япония меня научила отдавать, научила тому, что надо делиться знаниями, не скрывая секретов и своих находок в исполнении, ведь только тогда можно расти как педагог и профессионал.
– Работа хореографом и постановщиком различных танцевальных и театральных программ в зарубежных странах (Англия, Япония, Турция, Украина) – подходы и методы отличаются от российской специфики?
– Так как бальный танец пошел именно из Англии, то, безусловно, эта страна является мамой это вида спорта. В России в то время, когда я танцевала, преподавали те, кто так же учился в Лондоне. Поэтому, по сути, школа одна и та же, просто дается разными интерпретациями, в зависимости от того, кто как освоил и понял данное движение. Все давно смешалось, и сейчас неважно, откуда ты, а важно то, что ты умеешь. И у нас в России много прекрасных танцоров.
– У вас полсотни работ в кино и десяток ролей в театре, выделите, пожалуйста, по одной в каждой сфере – и почему именно они?
– Кино – это моя Тамара из «13 Клинической», «13 Клиническая. Начало». Театр – это моя Вышневская Анна Павловна из «Доходного места» Александра Николаевича Островского. Тамара потому, что эта роль потребовала колоссального погружения в профессию хирурга и патологоанатома. Глубокого погружения и изучения демонов, то есть демонологии. А Анна Павловна потому, что я очень люблю драму, и трагизм ее положения во мне вызывает массу эмоций, переживаний и сочувствия. Каждый раз я так хочу вырвать ее из рук обстоятельств, в которых она оказалась.
– Чеховское «Предложение», островское «Доходное место», володинские «Пять вечеров», «Медея» Еврипида и «Сильное чувство» Ильфа и Петрова – почему классика вечна?
– Потому что вопросы в этих произведениях поднимаются вечные. Мы переходим из столетия в столетие, меняя эпохи, а проблемы всё те же – сам человек. Просто произведения были написаны тогда, а вопросы, поднимающиеся авторами, актуальны и сегодня, потому что человек всегда человек.
– Вы многодетная мама и жена Армана Яхина, плюс своя многоликая актерская судьба – как справляетесь с этим триумвиратом?
– Я просто нахожусь в гармонии и не занимаюсь выбором, что важнее. Скажу честно, что мне удается быть и хорошей мамой, со слов моих детей, любимой женой, со слов моего мужа, и крепкой артисткой, со слов моего Мастера и людей, с которыми я работала. Поэтому баланс – мое всё.
– Оставаться в форме вам помогает, по вашим словам, «генетика, сбалансированное питание, вода, ежедневная работа над собой, а также занятие танцами, бегом и восточными единоборствами» – да вы такой суперчеловек. А о чем мечтает такая невероятно разносторонняя женщина?
– Я абсолютно не суперчеловек, но спасибо, конечно, это очень мило с вашей стороны. Я просто люблю воду, репетиции, сбалансированное питание (но это не всегда), сейчас я не бегаю, танцую всегда, просто это обожаю, и профессионально занимаюсь уже четвертый год муай тай, и мой Мастер Алексей Додонов говорит, что это у меня отлично получается. Муай тай просто перепрошивает всю мою жизнь, поэтому я всегда выделяю пару часов для тренировки, несмотря ни на что.
Воспитываю и обожаю детей, люблю своего мужа, репетирую, учу студентов сценическому бою, снимаюсь, путешествую, пишу картины, начала заниматься продюсированием, иногда готовлю и не перестаю каждый день благодарить Бога за то, что я есть, за то, какая я есть, за то, что он мне дает возможность быть и проживать каждый день с моими родными людьми рядом, и за то, что сто раз в день я могу сказать моим любимым, что бесконечно их люблю.
Владимир Сабадаш.
Фото из личного архива Татьяны Яхиной