В Театре на Покровке состоялась премьера спектакля «Васса» в постановке Михаила Мокеева. Михаил Дмитриевич Мокеев в свое время оставил профессию физика-ядерщика и поступил в Школу-студию МХАТ на курс Олега Ефремова. Он осуществил несколько десятков постановок в московских театрах, ставил в Австрии, Англии, Ирландии, США, Эстонии.
Наш обозреватель беседует с режиссером.
– Михаил Дмитриевич, на сцене Театра на Покровке в разные годы шли два ваших спектакля – «Скамейка» Гельмана и «Дикарка» Островского. Что сподвигло вас взяться сегодня именно за «Вассу»?
– Ну, в первую очередь это фигура самого Максима Горького, которой я замагнитезирован: она действительно знаковая для двадцатого века. В произведении этом смешаны все жанры – от клоунады до трагедии, и меня это обстоятельство подкупает. Я вообще считаю, что Горький – знаковая фигура мировой культуры: в нем соединились и клоун, и трагик, Счастливцев и Несчастливцев. Это всегда притягательно для постановщика. Это во-первых.
Ну а во-вторых, в этом театре есть Васса – Юлия Авшарова. Что тут говорить, Авшаровы – талантливая фамилия.
В-третьих, в этом театре – замечательная, талантливая молодежь.
А что еще нужно?!
– Отечественная сцена знает многих «Васс», по пьесе было снято несколько фильмов, в том числе и зарубежных. В свое время я делала интервью с Инной Чуриковой, и она мне рассказывала, как Глеб Панфилов убеждал сыграть ее эту роль, как она отказывалась, ссылаясь на работу великой Пашенной в Малом театре, а режиссер говорил: «Ну, значит, ты будешь Вассой Тестовой, а не Вассой Железновой». А какая ваша Васса? Что вы вкладывали в этот персонаж?
– Васса Юлии Авшаровой – это Васса Авшаровой. Я всегда иду от исполнителя: в Юлии есть мощнейшая клоунская составляющая, она могла бы стать ведущей актрисой в театре Славы Полунина. Да и в любой клоунаде, в любом цирке она была бы ведущей клоунессой. Это редкое качество, оно было главным для меня. Так что, если нам удается растянуть (возвращаясь к Горькому) жанр постановки от клоунады до трагедии, если в финале Васса превращается в Медею, то это очень круто.
– А каков основной посыл вашего спектакля? Наверняка вас что-то тревожило в окружающей жизни, в собственной жизни, и вы хотели этим поделиться со зрителем…
– Для меня важно было показать то, как один член семейства Железновых другого буквально сжирает. Причем сжирает радостно. Хотя, бывает, и спасает… В спектакле показан тревожный период, который я называю «периодом ликвидации», когда все герои начинают очень жестко относится к действительности, минимизировать свои действия, начинают предавать, переходить из лагеря в лагерь.
– Вы знаете Театр на Покровке давно. Каким вы его находите сегодня, как вам там работается, как оцениваете состояние коллектива?
– Этот театр я обожаю. Из всех московских театров, учитывая обе моих постановки здесь и дружбу с Сергеем Николаевичем Арцибашевым, который меня сюда, собственно, и привел, я в этом театре всегда чувствовал себя как в родном доме. Здесь очень хороший актерский состав. Просто очень хороший! В артистах «Покровки», кроме таланта, я ощущаю еще и редкую в наше время преданность театру. Когда им приходится отпрашиваться на съемки, они ужасно переживают. Это видно. И еще поражает ответственность, которая присуща была артистам старой школы.
Ну, что далеко ходить за примерами? Сегодня Михаил Сегенюк пришел в театр в 11 утра, хотя я назначил репетицию на 15 часов: ему надо было что-то там отрепетировать на гитаре. Так как раз и поступали мастера старой школы, приходившие за много часов до начала спектакля. Я это очень ценю.
И потом, в этом театре есть человек, который бережно сохраняет атмосферу, созданную Сергеем Николаевичем Арцибашевым, – это директор Ольга Юрьевна Пепеляева. Она одновременно хозяйка и радетельница театра. У меня с ней сложились очень теплые, товарищеские отношения. Я могу с ней обсуждать любые вопросы, от театральных до житейских. Да и с труппой у нее проникновенные отношения. Вот есть хороший глагол: Ольга Юрьевна о труппе «печётся».
– Какие у вас мысли по поводу дальнейших постановок? Есть ли идеи? Что бы вы еще хотели поставить на этой сцене?
– Одна из животрепещущих идей: хочу поставить в следующем сезоне спектакль по роману Александра Грина «Блистающий мир». Роман мало знают, главный герой там обладает качеством взмывать в воздух. И в театре с маленьким потолком это будет выглядеть очень эффектно. Не скажу, как я это сделаю, но наш герой будет парить над сценой.
Кроме того, я поглядываю в сторону французской драматургии.
Театру на Покровке очень идет классика. Мне хотелось бы поставить тут когда-то «Живой труп».
– Можете сформулировать ваше творческое кредо?
– Я никогда не ставлю себя выше автора, но и никогда не ставлю автора выше себя. Спектакль интересен, когда эти две составляющие уравновешены, когда происходит диалог на равных, диалог между режиссером и автором.
– Что бы вы хотели пожелать Театру на Покровке в ближайшем будущем?
– Чтобы реализовалась мечта Ольги Юрьевны и зал стал был трансформером – это было бы очень интересно! Вообще, мне весьма импонирует политика этого директора: здесь плаката меньше, чем существа. Редкое качество, оно очень несовременное, но очень-очень важное. Этот театр не «выпячивает» себя пустыми и яркими манипуляциями, аттракционами и прочим. Зато он очень точно находится внутри содержания, смыслов, времени, умеет держать и держит высокую нравственную, культурную и профессиональную планку. Потому и имеет многие годы своего верного и постоянного зрителя.
Елена Булова.
Фото предоставлены Михаилом Мокеевым